Государство не может остановить падение льняного производства

| статьи | печать

Одного миллиарда рублей, ежегодно выделяемого государством на развитие льняной отрасли, оказалось недостаточно. К такому выводу пришли участники круглого стола комитета Госдумы по аграрным вопросам, посвященного ситуации в отрасли льноводства. Число льняных фабрик в стране сократилось практически десятикратно. Из-за низкого качества российский лен поставляется отечественным и китайским производителям по ценам, не обеспечивающим рентабельность производства. Участники круглого стола констатировали, что лен — единственный материал для текстильной промышленности, который произрастает в России, однако с каждым годом ситуация в этом секторе ухудшается. По данным Мин­­экономразвития, производство льняных тканей в январе — марте 2015 г. снизилось на 16% по сравнению с январем — мартом 2014 г.

Участники круглого стола констатировали, что лен — единственный материал для текстильной промышленности, который произрастает в России, однако с каждым годом ситуация в этом секторе ухудшается. По данным Мин­экономразвития, производство льняных тканей в январе — марте 2015 г. снизилось на 16% по сравнению с январем — мартом 2014 г.

Директор департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России Петр Чекмарев обратил внимание, что объемы производства сокращаются, несмотря на значительную гос­поддержку. В 2013 г. через ре­гионально значимые программы в развитие льноводства было вложено 1,283 млрд руб., в 2014 г. — 1,127 млрд руб.

Видимо, этих денег недостаточно, сделал вывод представитель сельскохозяйственного ведомства. По его словам, из 100 льняных фабрик осталось только 12. В прошлом году объявлено банкротом ведущее предприя­тие в льняной отрасли — ОАО «Вологодский текстиль», инвестировавшее значительные средства в развитие производства.

Впрочем, есть и передовики производства. На фоне общего падения ряд регионов демонстрирует рост. Так, в Тверской области в 2015 г. планируется посеять 8000 га льна-долгунца и получить 6100 т волокна, в том числе длинного — 2400 т. В настоящее время в этом регионе самое крупное льняное поле в России — 6500 га. По словам министра сельского хозяйства Тверской области Павла Мигулева, в регионе продолжается работа по реализации инвес­тиционных проектов по созданию единого комплекса перерабатывающего производства, что позволяет принципиально изменить ситуацию и обеспечить глубокую переработку льносырья с выпуском нового ассортимента льняной продукции, отвечающей европейским стандартам.

Оптимистично настроено и аграрное руководство Омской области, где удалось возродить льноводство с нуля. По словам заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николая Дранковича, за последние годы было построено семь хозяйств по переработке льна-долгунца, площади посева — 5600 га. За три года приобрели 109 единиц техники, на субсидирование область направляет до 80% стоимости закупленной хозяйствами современной техники, параллельно развивается животноводство, что, по мнению чиновника, «дает положительную синергию».

Теоретически для эффективного развития льноводства в России есть предпосылки. Во-первых, климатические условия огромных площадей в России являются благоприятными для выращивания качественного льна, а само льняное волокно является наиболее качественным из всех лубяных волокон. Во-вторых, мировые ресурсы для производства хлопка ограничены, что приводит к высокому уровню и волатильности цен на это сырье. В результате на международном рынке быстро развиваются инновационные технологии производства материалов с применением льняного волокна, растет спрос на льняную целлюлозу.

Согласно данным, озвученным на круглом столе, неудов­летворенный спрос на длинное льняное волокно на международном рынке измеряется сотнями тысяч тонн. Вместе с тем увеличивается потребление короткого льноволокна внутри России. Интересно, что в Западной Европе производство льноволокна имеет высокую прибыльность у фермеров даже при отсутствии прямых субсидий со стороны государства. Цены на качественное длинное волокно в Западной Европе достигают 2 евро за килограмм и выше.

Однако продукция российского льняного комплекса западных покупателей пока не интересует. Из-за низкого качества российский лен в основном поставляется отечественным и китайским производителям по ценам, не обес­печивающим рентабельность производства.

По мнению участников совещания, решить проблемы со спросом можно легко — увеличив госзаказ на продукцию из льна. Это приведет к повышению устойчивости реализации и, соответственно, к увеличению экономической составляющей его производства, считают члены комитета Госдумы по аграрным вопросам. Вместе с тем они предложили сохранить объемы субсидирования по несвязанной поддержке в отрасли растение­водства на 1 га посевных площадей льна-долгунца на уровне прошлых лет, а также оказать значительную гос­поддержку на приобретение современной техники и ее модернизацию.

Считает, что точка невозврата еще не пройдена, и Минсельхоз. По словам П. Чекмарева, потребности страны в льноволокне составляют 351 000 т. В настоящее время в ведомстве обсуждается решение до 20% затрат на модернизацию семенных льноводческих станций предоставлять от государства в виде ­субсидий.

К сведению

Кабмин вновь запретил вывоз кожи из страны

Глава Правительства РФ Дмит­рий Медведев подписал постановление «О введении временного запрета на вывоз кожевенного полуфабриката с территории России». Этот документ вводит запрет на вывоз с территории РФ кожевенного полуфабриката с 20 мая по 20 ноября 2015 г. Чиновники рассчитывают, что принятое решение будет способствовать устойчивому обеспечению сырьевыми кожевенными ресурсами потребностей предприятий кожевенно-обувной отрасли, в том числе гарантированному выполнению государственного оборонного заказа.

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.08.2014 № 826 с 1 ок­тября 2014 г. по 1 апреля 2015 г. действовал временный запрет на вывоз кожевенного полуфабриката с территории РФ. По мнению Российского сою­за предпринимателей текстильной и легкой промышленности («Союзлегпром»), это ограничение оказало положительное влия­ние на развитие кожевенного и смежных с ним производств.

Так, объем более глубокой переработки кожевенного полуфаб­риката до кожи-краст в январе 2015 г. по сравнению с январем 2014 г. вырос в 2,4 раза, в феврале 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. — в 2,6 раза.

Темп роста производства всех видов кож в феврале 2015 г. к январю 2015 г. составил 116,5%, в том числе объемы более глубокой переработки кожи в готовую кожу и замшу увеличились на 37%.

Вместе с тем индекс производства кож в период января — февраля 2015 г. к январю — февралю 2014 г. составил 91,5%. Эксперты полагают, что нисходящая динамика объясняется существенным падением объемов производства кожи в 2014 г., до вступления в силу запрета на экспорт.

Импорт одежды и обуви резко сократился

По данным Федеральной таможенной службы России, в январе-феврале текущего года, стоимостный и физический объемы импорта снизились на 36 и 30% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом поставки текстиля и обуви из стран СНГ в январе-феврале 2015 года снизились в стоимостном выражении на 54%, а в физическом – на 20%.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья текстиль и обувь занимает 7,4%, из стран СНГ – 5,2%.

Как уточнили в таможенном ведомстве, в январе-феврале 2015 года в Россию было поставлено 11,3 млн пар кожаной обуви на 220,8 млн долларов, основной объем поставок пришелся на дальнее зарубежье.

Поставки одежды за первые 2 месяца 2015 года составили 30 тыс. тонн на сумму 853 млн долларов. Одежда из дальнего зарубежья составила 90% физического объема поставок (27 тыс. тонн) на 808 млн долларов.

Текстильную отрасль спасает синтетика

Согласно данным Минэкономразвития, продолжает ухудшаться ситуация в производстве не только льняных, но хлопчатобумажных и шерстяных тканей. Индекс текстильного производства в январе-марте 2015 году составил 93,6% к январю-марту 2014 году. Производство тканей остается на уровне соответствующего периода 2014 года (100,0% к январю-марту 2014 года) в основном за счет резкого роста тканей из синтетических и искусственных волокон и нитей (122,0%).

Динамика производства тканей хлопчатобумажных отрицательная – 97,3%. При этом согласно прогнозу экономического ведомства из-за резкого роста курса доллара ситуация в этом секторе в ближайшее время не улучшится – как хлопок, так и пряжа хлопчатобумажная закупаются в полном объеме по импорту. Объемы закупаемого хлопка за январь – февраль 2015 г. составили по физическому объему 60,0% при уровне цены -78,9%, что предполагает еще большее падение производства тканей хлопчатобумажных.

Динамика производства шерстяных тканей еще более тревожная – 64,7%. Как пояснили в Минэкономразвития, крайне тяжелое положение в секторе усугубилось из-за сохранения хронических проблем, вызванные дефицитом, низким уровнем качества отечественного сырья, а также ростом цен на импортную шерсть. Однако в этом сегменте чиновники ожидают роста – предприятия по производству шерстяных тканей будут задействованы в выполнении государственного заказа, в том числе оборонного заказа (в частности, ООО «Брянский камвольный комбинат» определен поставщиком камвольных шерстяных тканей для изготовителей вещевого имущества для ряда ведомств).