Как выжить бизнесу в условиях кризиса

| статьи | печать

Падение цен на нефть и девальвация рубля, сжатие потребительского рынка и ограничение доступа к финансовым ресурсам вынуждают бизнес активно заниматься повышением операционной эффективности и пересмотром стратегии развития. Директорский корпус компаний расстается с малорентабельными активами, оптимизирует организационные структуры и персонал, ставит новые долгосрочные цели на внутреннем и внешнем рынках.

Председатель консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers в России Дэвид Грей, представившей специальное исследование «Сквозь призму кризиса», подчеркивает: «Российский бизнес сегодня сосредоточился на задаче самосохранения. Неопределенность в отношении развития экономической ситуации присутствует повсеместно… Неудивительно, что только 16% руководителей российских компаний „весьма уверены“ в рос­те выручки их компаний в последующие 12 месяцев».

Правда, 64% капитанов оте­чественного бизнеса надеются, что их предприятия получат в 2015 г. прибыль (пусть скромную, но все же прибыль). Почти десятая часть (9%) рассчитывает завершить текущий год с нулевой прибылью, 11% готовятся понести небольшие убытки, а 15% не имеют представления о том, каких результатов достигнут их компании на конец текущего года.

Похожую ситуацию показывает мониторинг «ОПОРЫ России»: «Кризис вызывает изменения во внешнем окружении компаний, связанные с доступностью финансовых средств, поведением покупателей и поставщиков, административным и криминальным давлением. Изменения во внешнем окружении затрагивают различные аспекты деятельности самих компаний: меняются объемы продаж и рентабельность, которая сократилась у 73% опрошенных предприятий».

Основной причиной возникших трудностей руководители компаний, участвовавшие в опросе PwC, считают девальвацию руб­ля (этот вариант выбрали 68% респондентов) и затрудненный доступ к капиталу (58% опрошенных).

Другими важными факторами являются неопределенность геополитической ситуации, изменение политического и экономического курсов, а также громадная роль государства в российской экономике.

Для того чтобы выжить, более трех четвертей (77%) топ-менеджеров приступили (или вот-вот приступят) к осуществлению программ повышения операционной эффективности. Внедрение различных инициатив в области оптимизации затрат не является новой тенденцией в бизнесе, однако они приобрели еще большую популярность на фоне геополитичес­кой нестабильнос­ти и замедления темпов экономического роста.

В число конкретных шагов, предпринимаемых компаниями, входят сокращение долей участия в низкорентабельном бизнесе и продажа убыточных активов, оптимизация организационной структуры и численности персонала.

Вместе с тем, по данным опроса, проведенного РСПП, основным препятствием для развития российского бизнеса сейчас является дефицит квалифицированных кадров. Половина всех руководителей компаний ответили именно так, а 70,2% топ-менеджеров прогнозируют риски нехватки кадров в среднесрочной перспективе.

В условиях экономической турбулентности успех бизнеса в еще большей степени зависит от выбора правильной стратегии, отмечают эксперты PwC. Несмотря на различное восприятие текущей ситуации, руководство большинства компаний осознает необходимость определенных действий и изменений в этом направлении. Так считают 83% директорского корпуса (почти половина респондентов заявили, что в течение последних 12 месяцев стратегии их компаний пересматривались, еще 34% опрошенных ответили, что на их предприятиях обсуждается возможность изменения стратегии развития).

Компании стремятся максимально адаптироваться к текущим рыночным условиям и работают над диверсификацией своей продукции/услуг (38%), внедряют инновации (32%), развивают бизнес в смежных областях (32%) и меняют приоритеты в географии ведения своего бизнеса (36%). Пока большинство предприятий (55%) расширяют деятельность на внутреннем рынке, и лишь 28% взяли курс на увеличение присутствия на азиатском рынке. Дома, конечно, и стены помогают, лишь бы не падал спрос и не росли ставки по кредитам.