Молочники предлагают фиксированный коридор цен

| статьи | печать

Представители молочной отрасли выступили с предложением ввести коридор минимальной и максимальной цены на молоко в связи с прогнозируемым резким снижением стоимости сырья на ферме. По их мнению, чрезмерное падение цены с одновременным рос­том себестоимости приведет к сокращению поголовья и уровня производства молока. Вместе с тем давление на отечественных производителей оказывает затянувшийся спор по бонусным выплатам в рознице, а также рост импорта пальмового масла и продуктов с низким содержанием лактозы.

По материалам ФТС России (без учета данных о торговле с Рес­публиками Беларусь и Казахстан), с 1 января по 22 марта 2015 г. импортировано 10 800 т молочной продукции (–91,6% к аналогичному периоду 2014 г.), в том числе молока — 1600 т (–91,3%), сыра и творога — 5500 т (–91,8%), масла сливочного — 2200 т (–91,1%), сыворотки — 1500 т (–83,5%). Импорт указанных товаров в стоимостном выражении составил 45,2 млн долл. (–91,8% к 2014 г.), в том числе молока — 5,5 млн долл. (–90,0%), сыра и творога — 28,7 млн долл. (–92,0%), масла сливочного — 9,0 млн долл. (–92,3%), сыворотки — 2,0 млн долл. (–86,1%).

Себестоимость молока резко возросла

Сокращение заграничных поставок создает хорошую почву для импортозамещения, однако осуществить прорыв отечественным компаниям мешают проблемы в экономике. По данным Национального союза производителей молока «Союзмолоко», себестоимость производства молока в результате произошедшей девальвации руб­­ля и значительного роста ставок по кредитам увеличилась на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года, что привело к росту цен на готовую молочную продукцию и падению спроса. Участники рынка считают, что резкое снижение закупочных цен с текущего момента до конца периода «большого молока» приведет по итогам 2015 г. к снижению поголовья, сокращению продуктивности и снижению объемов производства до 1 млн т.

Ситуация на молочном рынке озаботила чиновников. Чтобы обсудить предложения по стабилизации ценовой ситуации на российском рынке молока и молочной продукции, эксперты и отраслевые чиновники собрались в стенах Минсельхоза России 9 апреля. «Прежде всего, мы сочли разумным в реа­лиях сегодняшнего дня предложить фиксацию минимально допустимой цены за литр сырого молока», — рассказал
на встрече член аграрного Комитета Госдумы, лидер Молочного союза России Аркадий Пономарев.

Он пояснил, что сезон «большого молока» всегда был стрессовым периодом для производителей, особенно среднего и мелкого звена. К концу весны сырья предостаточно. Переработчикам нецелесооб­разно вес­ти закупки по зимним ценам. К тому же летом на «молочку» традиционно падает спрос. Понятно, что неизменно дорогая себестоимость производства не позволяла определенной час­ти аграриев совладать с волатильностью цены на сырье. В нынешних величинах валютных курсов влияние этого фактора значительно усилилось.

Одна из альтернативных мер, которая поможет нивелировать негативные тенденции, — проведение товарных интервенций во время пика предложения на рынке.

Также, по мнению участников встречи, своего разрешения требует затянувшийся спор по бонусным выплатам в рознице. «У поставщиков молочной продукции эти расходы, по оценочным данным, достигают 50—70 млрд руб. в год, — конкретизировал А. Пономарев. — Если мы сюда добавим сборы с хлебопеков, то это еще примерно такой же объем средств. В совокупности — почти бюджет всего сельского хозяйства… Что ж получается: с одной стороны, государство вроде и стимулирует предприятия АПК, а с другой — закрывает глаза на произвол ретейла. Прикрываясь действующей редакцией Закона о торговле, он оттягивает эти субсидии в свой карман. Неудивительно, что все предлагаемые производителями законодательные инициативы воспринимаются торговым корпусом буквально в штыки. Здесь не помешает активная поддержка Минсельхоза».

Директор Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России Владимир Лабинов заверил, что министерство уже работает в этом направлении. «Мы видим, что темпы прироста отпускных цен в рознице по всем видам продуктов выше аналогичного прироста у сельхозтоваропроизводителей. В короткий срок это малозаметно, но при отдаленном рассмотрении тенденция именно такая», — отметил чиновник.

Европейские сыры обходят санкции

Серьезное давление на оте­чественных производителей, по мнению участников встречи, продолжает оказывать поступающая под видом безлактозных сыров санкционная продукция из Европы. В России нет четких критериев, по которым сыр можно назвать безлактозным. Он сам по себе считается таковым из-за малого содержания этого компонента. Этой лазейкой активно пользуются желающие обойти эмбарго. По данным ФТС России, с 2013 г. объем таких поставок возрос в 7,5 раз: с 2600 т в 2013 г. до 19 500 т в 2014 г.

Чтобы убрать прореху, В. Лабинов предложил отказаться от импорта безлактозных продуктов или оставить разрешение на ввоз только для питьевого молока. Участники встречи говорили о том, что удовлетворить спрос россиян на эту категорию продуктов могут и оте­чественные предприятия. «Думаю, если такая продукция у нас востребована, то большого ума не надо, чтобы воспроизвести ее в России. Это может сделать любое среднее отечест­венное предприятие. И это уже пора делать, — заявил А. Пономарев. — Думать о том, что мы зависим в этом от импорта — неверно».

В то же время, по данным компании Valio, производство безлактозного молока требует наличия высокотехнологичного оборудования, специальной технологии и серьезных инвес­тиций: разработка нового продукта по безлактозной рецептуре при наличии патента может занимать срок от нескольких месяцев до нескольких лет. Финский производитель пояснил, что самый распространенный способ получения низколактозного продукта — добавление фермента лактазы. Однако такая продукция обычно содержит около 1% лактозы (в 100 раз больше, чем в безлактозном молоке) и рис­кованна для употребления людьми с выраженными признаками и симп­томами непереносимости.

Еще одна проблема, на которой заострили внимание эксперты, — рост поставок пальмового масла. По данным ФТС России, за два месяца текущего года его импорт возрос на 25,2% в сравнении с аналогичным периодом 2014 г. Такая динамика настораживает экспертов — она не только свидетельствует об увеличении на полках количества легальной молокоподобной продукции, но и грозит рос­том молочного фальсификата. «Союзмолоко» предложил ввес­ти квоты на поставки этого вида растительного сырья в Россию.

Средняя цена на сырое молоко начала снижаться. Согласно данным, предоставленным региональными органами управления АПК, средняя цена сырого молока 1-го сорта базисной жирности (без НДС, на ферме) в РФ по состоянию на 30 марта 2015 г. составила 19,93 руб. Себестоимость производства, по данным «Союзмолока», на новых фермах составляет 23—24 руб. за литр, на старых фермах — 16—17 руб. за литр.

Производство молочной продукции (с начала года по 1 марта), тыс. т

Производственные показатели

2014

2015

Изменения, %

Сыры и продукты сырные

64,5

85,7

+32,8

Масло сливочное

32,4

35,7

+10

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), в том числе:

1867,8

1880,5

+0,7

- кефир

180,0

180,2

+0,1

- сметана

88,5

89,2

+0,7

- творог

60,9

66,9

+9,7

Молоко в твердых формах

12,7

10,6

–17,0

Сыворотка

75,8

90,5

+19,4

Источник: Росстат

К сведению

Российские ретейлеры заморозили цены на 56 потребительских товаров

Это следует из таблицы, которую опубликовала Федеральная антимонопольная служба (ФАС ­России).

По данным ФАС России, торговые сети установили в разных регионах неодинаковые цены и заморозили их на различные продукты. В их число попали свинина, курица, мороженая рыба, пельмени, молоко, масло, яйца, гречка, хлеб, зеленый чай, плавленый сыр, соль, шоколад, сок, рис, макароны, кофе, вино, яблоки, картофель и т.д. Кроме пищевых продуктов, в этот список попали также туалетная бумага, мыло и зубная паста.

Напомним, что решение заморозить цены сроком на два месяца торговые сети — члены Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) приняли в конце февраля. Инициативу ассоциации поддержали торговые сети: «Магнит», «Пятерочка», «Перекрес­ток», «Карусель», «Ашан», «Дикси», ­METRO Cash & Carry, «О’Кей», «Глобус», «Билла», «Зельгрос», «Вестер», интернет-гипермаркет «Утконос». Каждая торговая сеть самостоятельно определила состав корзины замороженных цен, приняв за основу перечень социально значимых продовольственных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530.

Члены ­АКОРТ, поддержавши­е инициативу, уверены, что их действия помогут стабилизиро­вать ситуацию на рынке продоволь­ственных товаров в интересах населения и подтвердить социально ответственную позицию, которую сегодня зани­мают в условиях ценовой неустойчивос­ти ведущие игроки рынка

Фиксируя цену, ретейлеры пообе­щали не допускать повышения розничной стоимости, но снижать цены в случае снижения закупочной стоимости.