Предпринимательская уверенность в сфере услуг обвалилась

| статьи | печать

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), основной показатель обследования Росстата, характеризующий деловой климат на рынке услуг, показал беспрецедентное падение до рекордного значения (–12%), что указывает на резко неблагоприятный бизнес-климат в этом сегменте экономики.

Начало каждого года традиционно является «дном» деловой активности на рынке услуг, однако в I квартале 2015 г. конъюнктура определялась не только сезонным фактором. Очевиден сложившийся ранее и заметно усилившийся в текущем году понижательный тренд предпринимательской уверенности.

Отрицательные значения ИПУ сложились практически во всех наблюдаемых видах дея­тельности сферы услуг. Наибольший пессимизм проявили предприниматели из сегментов техобслуживания и ремонта автотранспорта, рекламы и туризма, где ИПУ снизился более чем на 20 п.п., до значений –22, –24 и –25% соответственно.

Традиционный лидер среди обследуемых сегментов сферы услуг — страховой бизнес — также переживает не лучшие времена. В I квартале текущего года ИПУ в этом виде дея­тельности впервые опустился до отрицательного значения (–4%).

На таком фоне настроения предпринимателей, оказываю­щих бытовые услуги и зани­мающихся ремонтом бытовых изделий, — аутсайдеров сферы сервиса в течение предыдущих трех лет — уже не выделяются особым пессимизмом.

Очевидно, что ускоренный спад деловой активнос­ти в сфере услуг был обус­ловлен главным образом продолжаю­щимся сокращением платежеспособного потребительского спроса.

Реальные располагаемые денежные доходы населения начали сокращаться в ноябре прошлого года, и эта тенденция сохраняется уже четвертый месяц подряд. При этом реальная заработная плата работаю­щего населения снижается ускоренными темпами.

На кредитные средства потенциальным потребителям услуг тоже рассчитывать не приходится. Рост процентных ставок, ужесточение кредитной политики банков и общая нестабильность экономической ситуации сделали потребительские кредиты непривлекательными или даже недоступными для большинства населения.

Сегмент b-2-b (услуги для бизнеса) также испытывает вполне понятные трудности, поскольку многие предприятия в кризисных условиях вынуждены экономить, сокращая, по возмож­ности, свои издержки.

Балансы оценок изменения спроса на туристичес­кие и рек­ламные услуги относительно предыдущего квартала обвалились до –49 и –42% соответственно. Около половины руководителей обследованных туристичес­ких и рекламных компаний констатировали сокращение спроса при практичес­ком отсутствии позитивных ­оценок.