Торговым сетям запретят взимать плату за допуск продовольственных товаров к реализации

| статьи | печать

Группой депутатов и сенаторов в Госдуму внесен законопроект № 704631-6, упрощающий условия допуска товаров к реализации через торговые сети. В частности, ретейлерам будет запрещено взимать, а поставщикам товара — вносить плату за право на поставки продовольствия в торговые объекты. Более того, о заключении соглашений о выплате дополнительных бонусов за поставки обе стороны договора обяжут сообщать в ФАС России.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле). Среди запланированных поправок — запрет для торговых сетей на взимание платы за возможность поставок продовольственных товаров в принадлежащие им торговые объекты, а также снижение максимального размера вознаграждения за поставки таких товаров в определенном размере (оптовые поставки).

Интересно, что в феврале прошлого года ФАС России уже был разработан похожий законопроект, который содержал в том числе запреты на определенные действия для торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров. Тогда же ФАС России предлагала в понятие торговых сетей включить торговые объекты, принадлежащие на законном основании не только одному хозяйствующему субъекту, но и нескольким хозяйствующим субъектам, если они образуют одну группу лиц (в том смысле, в каком она рассматривается в антимонопольном законодательстве). В этом же виде оно перекочевало в новый, уже «депутатский» законопроект. Правда, на портале www.regulation.gov.ru, где этот проект был размещен, до стадии принятия акта он так и не добрался, и теперь, волшебным образом поменяв авторов, превратился в законодательную инициативу парламентариев (подробнее об этом см. «ЭЖ» 2014, № 08, с. 09).

Плата за «вход в сеть» получит статус вне закона

Изменения, которые народные избранники предлагают в Закон о торговле, направлены на снятие ограничений для допуска продовольственных товаров на прилавки торговых сетей. Напомним, что Законом о торговле для ограничения возможных злоупотреблений ретейлеров было введено ограничение на такое вознаграждение — не более 10% от цены закупае­мых товаров. Однако торговые сети обходили этот порог, заключая с поставщиками соглашения об оказании дополнительных услуг, не подпадавших под запреты. Теперь размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети в связи с приобретением у поставщика продовольственных товаров их определенного количества, а также платы за оказание услуг по продвижению таких товаров предлагается ограничить 3%. При расчете вознаграждения не должны будут учитываться НДС и сумма акциза (в отношении подакцизных продовольственных товаров), предъявляемые поставщиком торговой сети.

Авторы проекта предлагают ввести комплексное понятие «продвижение товаров». Под ним будет пониматься весь комплекс услуг, оказываемых торговыми сетями, в том числе осуществление специальных выкладок товаров, исследования потребительского спроса, логистические и иные услуги.

Кроме того, законопроект содержит разработанные еще ФАС России и перекочевавшие в документ из созданного ею законопроекта предложения по ­запрету как торговым сетям, так и поставщикам совершать определенные действия. В частности, запрещается:

  • взимание платы либо осуществление оплаты за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;
  • взимание платы либо осуществление оплаты за изменение ассортимента продовольственных товаров;
  • возмещение расходов в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика;
  • возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров (данное ограничение не распространяется на возмещение расходов, связанных с компенсацией уплаченных сумм штрафов торговой сетью из-за несоответствия ранее поставленного товара требованиям закона по вине поставщика).

В числе предполагаемых поправок предусмотрен и запрет торговым сетям согласовывать изменения договора поставки продовольственных товаров на условиях менее выгодных, чем для других поставщиков, включать иные условия договора, невыгодные для контрагента или не относящие­ся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные либо прямо не предусмотренные законодательством РФ). Если проект получит статус закона, то хозяйствующие субъекты в сфере торговли в обязательном порядке обязаны будут размещать информацию об условиях отбора контрагентов в сфере поставок продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора на своих сайтах в Интернете.

Помимо ограничений при закупке продовольственных товаров у поставщиков, торговые сети могут ограничить и в возможности отсрочки оплаты за поставленный товар. В целях противодействия беспроцентному кредитованию торговых сетей в ущерб интересам производителей лимит отсрочки оплаты предлагается снизить с десяти до пяти рабочих дней. При этом исчисляться эти пять дней будут с момента фактического получения товара торговой сетью, а не с момента приемки. В пояснительной записке такая переформулировка обосновывается необходимостью пресечь возможные уловки для задержек выплат за полученные ­товары.

Перечень оснований для привлечения к ответственности станет шире

Проект содержит также изменения, касающиеся привлечения к административной ответственности за нарушение положений Закона о торговле. Так, предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности с двух месяцев до одного года.

Кроме того, с подачи ФАС России в ст. 14.40 КоАП РФ планируется ввести ряд новых пунк­тов и тем самым расширить перечень оснований привлечения к ответственности за нарушение антимонопольных правил при осуществлении торговой деятельности, а в перечень санкций помимо штрафа добавить дисквалификацию должностных лиц.

Например, заключение между торговой сетью и поставщиком продовольственных товаров договора комиссии, поручения, агентского договора или смешанного договора, содержащего элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения этих договоров внутри группы лиц или между хозяйствующими субъектами, образовываю­щими торговую сеть, а равно исполнение таких договоров смогут повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 руб. либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, а на юридических лиц — от 1,5 млн до 4 млн руб.

Также парламентарии предлагают ввести санкции за повторное в течение года нарушение антимонопольных правил при осуществлении торговой дея­тельности. Юридическим лицам такой проступок будет грозить штрафом от 3 млн до 5 млн руб., а должностным лицам — от 50 000 до 200 000 руб. либо дисквалификацией на срок от одного года до трех лет.