Госзаказ помог промышленности

| статьи | печать

Госзаказы и начавшийся процесс импортозамещения стимулируют рост выпуска товаров и спрос на них. В итоге деловой климат в российской промышленности улучшается второй месяц подряд, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге.

В ноябре 2014 г., вопреки официальной статистике о промышленном производстве, деловой климат в промышленности продолжил улучшаться. Росли основные показатели, характеризующие состояние отрасли, а именно — производство и спрос. Активно распродавались складские запасы, увеличивалась загрузка основных мощностей.

Лучше других в ноябре себя чувствовали химики и металлурги. Во многом — за счет госзаказов и замещения украинской металлургической продукции. Позитивные сигналы к увеличению производства также поступали и от сельхозпредприятий, констатируют эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Они проанализировали мнения руководителей около четырех тысяч крупных и средних российских промышленных предприятий (опрос проведен Росстатом).

Так, 21% респондентов сообщили об увеличении в ноябре объемов отгруженной продукции, 18% опрошенных констатировали рост спроса на продукцию своих предприятий, 13% руководителей предприятий заявили об улучшении ситуации с собственными финансовыми ресурсами и 16% — с прибылью.

При этом серьезными негативными факторами, сдерживаю­щими предпринимательскую активность в прошедшем месяце, по оценкам представителей бизнеса, стали «неопределенность экономической обстановки» и инфляция. Более трети респондентов назвали эти факторы лимитирующими производство. «Среди руководителей малых промышленных предприя­тий на фактор экономичес­кой неопределеннос­ти, как сдерживающий рост, сослались еще больше — 72% рес­пондентов», — подчеркивается в мониторинге ЦКИ.

Экономисты ИСИЭЗ также отметили, что в понимании бизнеса инфляция стала негативным фактором только сейчас. «В «тучные» для промышленного производства предкризисные 2006—2008 гг., когда коммерческие банки ломились от депозитов промпредприятий, респонденты давали еще более негативные оценки помесячного роста цен, чем сегодня, и всем было хорошо. Если основной целью регулирования экономики является сокращение инфляции, то эта задача решается достаточно просто — «надо прекратить что-либо производить, соответственно, нечего будет продавать и тогда промышленная инфляция составит ноль процентов», — предупредили эксперты.

Пока они не склонны проявлять излишний оптимизм, объясняя позитивные итоги нояб­ря календарным фактором, что «характерно для периода окончания годового производственного цикла». Данный эффект, напрямую не связанный с рос­том производства в ноябре, мог, по крайней мере, статистически повлиять на улучшение мнений участников опроса о текущей производственной ситуации на своих предприятиях.

Если к перечисленным ар­гументам добавить другие существующие проблемы второго порядка (низкая производительность труда, стареющее оборудование, высокий уровень налогообложения, недостаточная квалификация персонала), то выявленный в октябре и ноябре рост позитивных оценок производственной ситуации пока еще не свидетельствует о завершении длительного стагнационного цикла развития промышленности, отмечается в мониторинге.