Правительство работает над порядком продажи долгостроев по новым правилам

| статьи | печать

На портале www.regulation.gov.ru до 10 октября проходит публичное обсуждение проект постановления Правительства РФ, которым будет утвержден порядок реализации долгостроев на публичных торгах. Организаторами торгов будут выступать или органы власти, уполномоченные распоряжаться соответствующими земельными участками, или судебные приставы — если собственник незавершенного объекта препятствует его реализации. А участвовать в торгах смогут все желающие, разумеется, внесшие задаток.

Объекты незавершенного строительства, расположенные на находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участках, подлежат отчуждению и реализации на пуб­личных торгах в связи с прекращением действия до­говора аренды таких земельных участков. Такое правило вступит в силу 1 марта 2015 г. (Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ, см. «ЭЖ», 2014, № 25, с. 07).

Определить, в каком именно порядке будут проходить такие торги, должно Правительство РФ, в связи с чем Минэкономразвития России разработало и опуб­ликовало для публичного обсуждения проект постановления «Об установлении порядка проведения публичных торгов по продаже незавершенного строительства» (далее — проект). Свои замечания к проекту желающие могут направить по адресу KoryakinVI@economy.gov.ru.

Основанием для проведения торгов по продаже недостроенных объектов будет решение суда, а организаторами торгов выступят органы власти, на основании заявлений которых такое судебное решение было принято. Торги будут проводиться в форме открытого аукциона в течение шести месяцев со дня вступ­ления в законную в силу упомянутого судебного решения. Если же собственник недостроенного здания или сооружения будет препятствовать реализации объекта, торги проведут судебные приставы — исполнители на основании соответствующих исполнительных документов в принудительном порядке.

Известить о предстоящих торгах их организаторы должны не менее чем за 30 дней. В извещении должны быть указаны сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;

3) месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) объекте незавершенного строительства (далее — предмет торгов), включая примерное определение его готовнос­ти, выраженное в процентах, кадастровый номер (при его наличии) а также о земельном участке, на котором он расположен (местоположение, площадь, кадастровый номер земельного участка, разрешенное использование и указание на предельные параметры его застройки);

5) начальной цене предмета торгов, которая определяется на основании рыночной оценки;

6) шаге аукциона;

7) порядке приема заявки на участие в аукционе (о месте ее приема, дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе);

8) размере задатка, порядке его внесения участниками торов и возврата им задатка, о банковских реквизитах счета для перечисления задатка.

Договор купли-продажи объекта незавершенного строительства будет подписываться с победителем торгов а течение трех дней. С какого момента исчисляется этот срок, в проекте не сказано, но, по всей видимости, речь идет о трех днях с момента подписания протокола. Организатор торгов будет подписывать договор купли-продажи от имени собственника объекта незавершенного строительства без доверенности.

Интересно, что в ст. 239.1 ГК РФ, которая с 1 марта 2015 г. закрепит право органов влас­ти изымать и продавать на торгах недостроенный объект, сказано, что вырученные от продажи такого имущества деньги перечисляются на счет бывшего собственника за вычетом расходов на его реализацию. При этом в проекте постановления такой оговорки нет. В нем сказано, что «средства, полученные от продажи на торгах объекта незавершенного строительства, заносятся на депозитный счет и переводятся организатором торгов бывшему собственнику объекта незавершенного строи­тельства после перехода прав на указанный объект к победителю торгов» (п. 14 проекта). Правда, в данном случае норма толкуется все же в пользу ГК РФ как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу.

В проекте специально закреп­лено, что организатор торгов не вправе отказаться от их проведения (п. 9 проекта), а также что он не вправе уклоняться от подписания протокола и заключения договора купли-продажи в отношении предмета торгов (п. 13). Но что грозит организатору за нарушение этих запретов, не конкретизировано.