Сбербанк уверен в финансовой устойчивости

| статьи | печать

Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России опубликовал отчет «Россия: бюджетные козыри». В рамках исследования протестирована устойчивость бюджетной политики в случае реализации каждого из трех возможных сценариев развития экономической ситуации в России.

Наиболее вероятным сценарием в среднесрочной перспективе 2015—2020 гг. аналитики ЦМИ считают значительное увеличение государственных расходов на оборону, безопасность, социальную сферу и поддержку регио­нов. В частности, рост социальных расходов и межбюджетных трансфертов оценивается на уровне 0,1—0,2% ВВП, расходов на оборону и национальную безопасность в размере 0,45—0,6% ВВП, общегосударственных расходов — 0,01—0,02% ВВП. В случае реализации данного сценария аналитики ЦМИ ожидают замедление роста ВВП до 1,5%, умеренной инфляции на уровне 5—6% и стабильной цены на нефть в размере примерно 104 долл. за баррель.

Базовый сценарий предполагает анализ экономических показателей в случае существенного замедления экономического роста в следующие 5—7 лет (длительный период низкого экономического роста) при весьма умеренном росте расходов бюджета. В рамках негативного сценария проанализирована картина резкого падения цен на нефть до 80 долл. за баррель, которое может привести к не менее резкому сокращению бюджетных доходов.

При самом вероятном сценарии прогнозируется увеличение расходов. «Веря в стабильность бюджетной сферы, мы тем не менее считаем, что вероятнее всего правительство не сможет избежать соблазна увеличения расходов», — пишут аналитики. Они закладывают в сценарий следующее увеличение госрасходов:

1. Рост социальных расходов (+0,1—0,2% ВВП в период 2015—2020 гг.) и межбюджетных трансфертов (+0,1—0,2% ВВП).

2. Рост расходов на оборону и национальную безопасность (+0,45—0,6% ВВП в период 2015—2020 гг.).

3. Увеличение общегосударственных расходов (+0,01—0,02% ВВП в период 2015—2020 гг.).

ЦМИ резюмируют, что более высокие расходы бюджета помогут ускорить экономический рост, но ускорение вряд ли будет серьезным: с 1,5% до 2—2,3% в 2015—2020 гг. Тем не менее это поможет несколько притормозить расширение дефицита бюджета и ограничить рост государственного долга. Однако дефицит федерального бюджета в конце рассматриваемого периода приблизится к 5% от ВВП, что повысит стоимость его финансирования.

Даже существенное увеличение расходов бюджета при негативном сценарии, отмечают аналитики ЦМИ, не приводит к катастрофическим последствиям, хотя расширение дефицита федерального бюджета в этом сценарии достигает более рискованных уровней в ~4,5—5% от ВВП в среднесрочной перспективе. Некоторое ускорение экономи­ческого рос­та при повышении расходов помогает притормозить рост дефицита бюджета.

Аналитики ЦМИ неоднократно подчеркивают в своей работе, что «устойчивость государственных финансов — важный элемент экономической стабильности и предмет заслуженной гордости правительства. Несмот­ря на существенное замедление экономического роста и всплеск геополитических рис­ков, состояние государственных финансов не вызывает опасений. Дефицит федерального бюджета остается низким (не превышает 1% от ВВП). Размер государственного долга (9,5% от ВВП всего, включая 2,9 п.п. внешнего госдолга) позволяет говорить о низких рисках роста стоимости его обслуживания. Даже болезненные последствия падения цен на нефть могут быть сглажены на 1—2 года наличием «подушки безопаснос­ти» — суверенных нефтяных фондов,которые суммарно достигли 175 млрд долл., или более 9% от ВВП».

Однако аналитики признают, что общее ухудшение экономической ситуации затронуло и бюджетную сферу: доходов уже не хватает на финансирование всех амбициозных проектов и задач разом, приходится выбирать и тщательно расставлять приоритеты. Новые неотложные траты приводят к постепенному росту расходной части бюджета. Все чаще слышны разговоры об отмене так называемого бюджетного правила, по которому размер бюджетного дефицита не должен превышать 1% от ВВП при ограничении использования нефтегазовых доходов для финансирования.

По этому правилу размер бюджетного дефицита не должен превышать 1% от ВВП при ограничении использования нефтегазовых доходов для финансирования текущих расходов бюджета. Аналитики пишут: «Хотя правительство делает громкие заявления о неприкосновенности бюджетного правила, в прошлые годы власти скорее демонстрировали гибкий подход, видоизменяя правило и трактуя его в зависимости от обстоятельств. Так, недобор ненефтяных доходов в 2013 г. был компенсирован использованием нефтяных доходов сверх границ, установленных правилом (то есть сверх доходов, полученных в рамках цены на нефть в 91 долл. за баррель).

Аналитики Сбербанка неустан­но повторяют в докладе, что «при условии отсутствия внешних шоков стабильность государственных финансов не вызывает сомнений».