Бизнес теряет интерес к инвестированию в России

| статьи | печать

Негативная динамика инвестиций в первой половине нынешнего года отражает не только чисто экономические, но и поведенческие факторы, связанные с усилением неопределеннос­ти перспектив экономического развития России, показывает анализ ученых ВШЭ. Причем неопределенность будущего отечественной экономики стала нарастать задолго до украинских событий.

Динамика инвестиций в основной капитал стала одной из самых очевидных проблем отечественной экономики в 1-м полугодии 2014 г. Если темпы прироста ВВП и промышленного производства остались в положительной области (0,9 и 1,4% соответственно) за январь — апрель, то капвложения упали по экономике в целом на 4,3%.

В отраслевой динамике (по имеющимся данным за I квартал в разрезе крупных и средних компаний) явно виден тренд к усилению так называемой «голландской болезни», когда ускоренными темпами рас­тут инвестиции в добывающей промышленности, а обработка снижает темпы модернизации.

Например, в I квартале 2014 г. инвестиции в добычу топлива выросли на 5,4%, а в обрабатывающие производства в целом — лишь на 2,6%. Причем в составе обработки на 35% выросли капвложения в нефтепереработку.

Несколько секторов обрабатывающей промышленности снизили объемы инвестиций относительно того же периода прошлого года. Наибольшими темпами они снижались в целлюлозно-бумажной промышленности и в производстве резины и пластмасс — почти на 50 и 40% соответственно.

В секторе услуг ситуация в начале текущего года также складывалась неблагоприятно. На 10% инвестиции упали у железнодорожников и в сфере образования, более чем на четверть — в сфере финансов, более чем на 30% — в здравоохранении и гостинично-ресторанном бизнесе.

О модернизации экономики лучше не вспоминать

Среди факторов, традиционно влияющих на рост инвестиций (увеличение выпуска и загрузки мощностей, уровень рентабельности и инфляции), в I квартале текущего года наибольшее влия­ние на динамику инвестиций оказывал, по оценкам ученых Центра развития ВШЭ, текущий выпуск. Но и это влияние было крайне слабым: корреляция в секторах промышленнос­ти оставалась на уровне 0,2. Именно этим нынешняя ситуация в экономике России коренным образом отличается от периода 2000-х гг., когда на 1 п.п. прироста ВВП приходилось около 1,9 п.п. прироста инвестиций.

«Мы не случайно так много внимания уделяем динамике инвестиций, так как, хотя их влияние на текущие темпы роста экономики относительно невелико (доля инвестиций в российском ВВП около 20%), их воздействие на модернизацию и, соответственно, на перспективные темпы роста ВВП трудно переоценить, — подчеркивает эксперт ЦР Валерий Миронов. — При этом еще недавно рост нашей экономики был более инвестиционно емким, чем у развивающихся стран в среднем, где норма инвестирования в 2000-е гг. составляла около 1,5 п.п. инвестиций на 1 п.п. прироста ВВП, не говоря уже о развитых странах, где соотношение было на уровне 0,1—0,2. Механизм российских инвестиций „сломался“ в 2012—2013 гг., когда фактический прирост инвес­тиций стал ниже их расчетной динамики, определяемой макроэкономическими факторами».

В течение ближайших трех лет соотношение прироста инвестиций и прироста ВВП, по оценкам Минэкономразвития, так и не вернется к предкризисному уровню (если судить по цифрам в первом, умеренно-оптимистическом, сценарии развития российской экономики, подготовленном МЭР).

После ухода в резко отрицательную область в текущем году (из-за прогнозируемого падения инвестиций на 2,4%) этот показатель в последующие два года выйдет лишь на уровень, говорящий о паритете роста инвестиций и ВВП. Это значит, что о наращивании капитала и ускоренной модернизации экономики можно забыть.

Все началось не вчера

Чтобы оценить адекватность правительственных прогнозов инвестиционной динамики, аналитики «Вышки» рассмотрели эконометрическую модель, позволяющую предсказывать темп прироста инвестиций. При этом они использовали такие макроэкономические показатели, как темпы прироста ВВП, отношение прибыли по всем видам деятельности к валовому продукту, значение инфляции и среднюю стоимость барреля нефти.

В итоге они пришли к выводу, что прогнозы Минэкономразвития по темпу роста инвестиций несколько консервативны: их итоговые значения должны быть выше примерно на 1,3—3 п.п. при планируемых темпах роста ВВП.

«Скорее всего, Минэкономразвития закладывает в прогноз инвестиций резкое и неожиданное изменение в негативную сторону условий финансирования бизнеса, развития традиционных российских рынков в Европе и, соответственно, дальнейшее ослабление интереса бизнеса к инвестициям в силу роста неопределенности, — отмечает эксперт ЦР Вадим Канофьев. — Эти факторы трудно учесть в модельных расчетах, основанных на экстраполяции чисто макроэкономических показателей. Но эти расчеты показывают нарастающее влияние других факторов, связанных с желанием бизнеса рисковать и с существующими правилами игры».

Причем, по мнению ученых ВШЭ, снижение желания бизнеса инвестировать внутри страны нельзя полностью списывать на события 1-го полугодия 2014 г.

Расчеты экспертов показывают, что слом старой модели инвестирования, когда традиционные, чисто макроэкономические факторы перестали объяснять фактическую динамику инвестиций, произошел еще в 2012 г., то есть задолго до геополитического кризиса этого года. Бизнес уже тогда своим отношением к инвестициям стал сигнализировать о необходимости перехода к новой модели экономического роста, при которой снизятся риски вложения денег в отечественную экономику.

Соотношение прироста инвестиций и ВВП по данным прогноза Всемирного Банка и Минэкономразвития России


2009

2011

2013

2016

Россия

1,9

1,8

1,3

1,5

Развивающиеся страны

1,5

1,4

1,1

1,1

Источник: ВШЭ