Прием на работу «безвизовых» иностранцев от А до Я

| статьи | печать

Иностранная рабочая сила пользуется популярностью среди российских работодателей, особенно в крупных городах. В силу особого статуса этой категории сотрудников их прием на работу проходит с соблюдением особых правил, установленных законодательством. Значение имеют многие факторы, в частности, нужна ли такому иностранцу виза для въезда в Россию. А для граждан Белоруссии, Украины и Казахстана и вовсе введен отдельный, упрощенный порядок оформления трудовых отношений. Итак, разбираемся в тонкостях трудоустройства «безвизовых» иностранных работников.

Как правило, основные вопросы работодателей связаны с оформлением трудовых отношений с иностранными гражданами, имеющими статус временно пребывающих на территории РФ. Это те иностранцы, которые не имеют вида на жительство, а также разрешения на временное проживание в России (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — Закон № 115-ФЗ). В настоящей статье мы остановимся на порядке оформления трудовых отношений с временно пребывающими на территории РФ иностранцами, которым для въезда в РФ не требуется получать визу. Напомним, что безвизовый въезд в Россию установлен для всех граждан, прибывающих из стран СНГ (за исключением Туркменистана).

Организациям и индивидуальным предпринимателям, планирующим принять в штат иностранцев, необходимо знать основные правила привлечения к трудовой деятельности данной категории работников, поскольку размер административных штрафов, установленных за незаконное привлечение к работе иностранцев, весьма существенен (ст. 18.15—18.17, 18.19 ­КоАП РФ).

Разрешение на работу — условие трудоустройства иностранца в России

Прием на работу иностранных работников, которым не требуется виза для въезда на территорию России, происходит по тем же правилам, которые установлены для оформления трудовых отношений с российскими гражданами, но с некоторыми особенностями. Законом определены дополнительные обязанности работодателей, принимающих в штат иностранцев, однако большая их часть осуществляется уже после приема нового сотрудника на работу.

В общих чертах алгоритм прие­ма на работу «безвизового» иностранца состоит из восьми этапов.

1. Проверить наличие у иностранца разрешения на работу.

Это разрешение работник получает самостоятельно. Работодателю необходимо обратить внимание на указанный в разрешении субъект осуществления трудовой деятельности, а также профессию иностранца. Актуальная форма разрешения на работу утверждена приказом ФМС России от 19.02.2014 № 97.

В случае приема на работу иностранца, у которого нет разрешения на работу, работодатель может быть привлечен к административной ответственности на основании п. 2 ст. 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере:

■ от 25 000 до 50 000 руб. — для должностных лиц;

■ от 250 000 до 800 000 руб. — для организаций. Возможно также административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Заметим, что работодатель, принимающий на работу «безвизовых» иностранцев, не должен получать разрешение на привлечение иностранных работников (подп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № ­115-ФЗ).

2. Направить работника на предварительный медицинский осмотр, если работник входит в категорию лиц, подлежащих такому медосмотру.

3. Предоставить работнику для ознакомления правила внут­реннего трудового распорядка, коллективный договор (если имеется) и иные локальные нормативные акты, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника (ст. 68 ТК РФ).

Ознакомиться с этими докумен­тами работник должен под роспись и обязательно до подписания трудового договора.

4. Заключить трудовой договор­ с работником в письменной ­форме.

Как правило, работодатели заключают с иностранными работниками срочные трудовые договоры, и это вполне логично, поскольку у работника имеется выданное на определенный срок разрешение на работу. Зачастую срок трудового договора ограничивается именно тем сроком, который установлен в разрешении на работу. В обоснование заключения срочного трудового догово­ра работодатель в трудовом договоре делает ссылку на срок действия разрешения на работу. Эту позицию поддерживают некоторые суды. Например, Московский городской суд указал, что с иностранными гражданами, временно пребывающими в РФ, не могут заключаться трудовые договоры на неопределенный срок, поскольку сроком ограничены как пребывание иностранных граждан на территории РФ, так и срок действия выдаваемого им разрешения на работу. Ограничение срока трудовых отношений с работниками-иностранцами обусловлено и сроком действия разрешения на привлечение иностранных работников, выдаваемого работодателю, которое составляет, как правило, один год (Определение СК по гражданским делам Московского городского округа от 15.07.2010 № 33-21152).

Однако с этим выводом не согласен Роструд. Он разъясняет, что в силу п. 2 ст. 58 ТК РФ случаи, когда заключение срочного трудового договора обязательно, предусмотрены ст. 59 ТК РФ. Среди них отсутствует случай заключения трудового догово­ра с иностранным гражданином. Кроме того, Закон № ­115-ФЗ не обязывает работодателя заключать с иностранным работником трудовой до­говор только на срок действия его разрешения на работу. Поэтому, по мнению Роструда, трудовой договор с временно пребываю­щим в Российской Федерации иностранным работником может быть заключен на неопределенный срок (письмо Роструда от 23.10.2013 № ПГ/9509-6-1). С такой позицией согласна и Федеральная миграционная служба (письмо ФМС России от 22.10.2013 № МС-3/46033).

Нам представляется, что заключать срочный трудовой договор с иностранцем по основаниям, не указанным в ТК РФ, все же не в интересах работодателя. При проверке трудовой инспекцией соблюдения работодателем норм трудового законодательства, если в обос­нование заключения срочного трудового договора с иностранцем будет значиться срок действия разрешения на работу, работодатель может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение норм трудового законодательства на основании ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому в ­тексте срочного трудового договора в качестве основания его заключения на определенный срок безопаснее будет указывать только условия, названные в ст. 59 ТК РФ.

5. Издать приказ о приеме работника на работу и ознакомить с ним работника под роспись.

6. Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку работника.

Правила оформления и ведения трудовых книжек распространяются как на граждан РФ, так и на иностранцев (ст. 11 ТК РФ). Сейчас на территории России имеются две формы трудовых книжек, обладающие одинаковой силой: образца 1974 г. (выданные в странах бывшего ­СССР), и 2004 г. Поэтому если на работу принимается иностранный гражданин из стран бывшего ­СССР (Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдавия и т.п.) и предъявляет трудовую книжку старого образца, то сведения о приеме на работу нужно вносить в нее.

Если же представлена трудовая книжка по иной, не утвержденной в РФ, форме, то работнику нужно выдать новую трудовую книжку российского утвержденного образца. Эта книжка ведется с «нуля», то есть никаких записей о предыдущем трудовом стаже работника в другом государстве не производится. Это правило распространяется и на граждан Республики Беларусь (письма Роструда от 20.01.2014 № ПГ/13372-6-1, от 15.06.2005 № 908-6-1).

Вносить какие-либо записи в трудовую книжку иностранного образца, а также делать в российскую трудовую книжку записи о трудовом стаже на основании иностранной книжки нельзя.

7. Завести личную карточку на работника. В ней работник проставляет свою роспись в подтверждение того, что он ознакомлен с записью в трудовой книжке.

8. Ознакомить работника под роспись с документами, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

После приема иностранца в штат обязанностей прибавится

Дополнительные обязанности возникают у работодателя и пос­ле заключения трудового до­говора с иностранцем.

Так, работодатели обязаны уведомить территориальный орган ФМС России и территориальный орган службы занятости населения о заключении трудового договора. Эта обязанность установлена п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней с даты заключения трудового договора. Уведомление оформляется по форме, утвержденной приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 (далее — Приказ № 147).

Уведомление можно представить непосредственно в соответствующий госорган или направить по почте. Если работодатель решит направить уведомление по почте, необходимо каждое уведомление составить в двух экземплярах. Из них один экземпляр будет отправлен в соответствующий орган, а второй останется на хранении на почте (п. 6 приложения № 6 к Приказу № 147).

За несоблюдение этой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности, установленной п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Для должностных лиц размер штрафа за данное правонарушение составляет от 35 000 до 50 000 руб., а для организаций — от 400 000 до 800 000 руб. Предусмотрено также административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Кроме того, работодателю необходимо уведомить территориальное отделение ФМС о прибытии иностранного гражданина. Эта обязанность возлагается на работодателя, если он является принимающей стороной по отношению к иностранному работнику. Уведомить миграционную службу необходимо в течение семи рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания (подп. 2 п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», далее — Закон № 109-ФЗ). Форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287.

Еще одно уведомление нужно направить в налоговый орган. Отметим, что вопрос о необходимости уведомления налогового органа при заключении трудового договора с «безвизовым» иностранцем на сегодняшний день не имеет однозначного ответа. Дело в том, что эта обязанность предусмотрена подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, устанавливающей правила оформления приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности. Из названия этой статьи можно сделать вывод, что обязанность по уведомлению налогового органа распространяется только на те организации, которые заключают трудовые договоры с «визовыми» иностранцами.

На ошибочность этой позиции указал Верховный суд РФ. Он разъяснил, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в РФ. В этой связи за неуведомление налогового органа работодатель может быть привлечен к административной ответственности, установленной п. 3 ст. 18.15 Закона № 115-ФЗ.

В то же время Высший арбит­ражный суд РФ придерживается противоположного мнения: обязанность по уведомлению налогового органа работодатель должен исполнять только в отношении иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, требующем получения визы. Соответственно, организация, не уведомившая налоговый орган о заключении трудового договора с «безвизовым» работником, не может быть привлечена к административной ответственности. Именно этой позицией руководствуются и иные арбит­ражные суды (постановления Тринадцатого ААС от 19.03.2014 № 13АП-2280/14, Восьмого ААС от 18.06.2010 № 08АП-3715/2010). По нашему мнению, с учетом сложившейся арбитражной практики работодатели, принимающие на работу «безвизовых» иностранцев, могут не уведомлять об этом налоговый орган. Если же организация хочет перестраховаться, то такое уведомление можно направить в налоговую инспекцию в десятидневный срок со дня заключения трудового договора.

При трудоустройстве иностранца необходимо соблюдать некоторые ограничения

При приеме на работу иностранного сотрудника работодатель обязан соблюдать установленные ограничения и запреты для привлечения к трудовой деятельности таких работников. В частности, иностранцы не могут трудиться в России до достижения возраста 18 лет (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Они также не могут быть приняты на государственную, муниципальную и военную службу (ст. 14, 15 Закона № 115-ФЗ).

Ежегодно Правительство РФ утверждает перечни видов дея­тельности в сфере розничной торговли и спорта, для которых установлен запрет или ограничение использования иностранной рабочей силы. В 2014 г. установлен запрет на привлечение иностранных работников для осуществления:

■ розничной торговли фармацевтическими товарами (код ­ОКВЭД 52.31);

■ розничной торговли в палатках и на рынках (код ­ОКВЭД 52.62);

■ прочей розничной торговли вне магазинов (код ­ОКВЭД 52.63).

Для розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво (код ­ОКВЭД 52.25.1), разрешено привлекать иностранных работников, но не более 15% от общей численности работников организации (индивидуального предпринимателя) — работодателя. Для прочей деятельности в области спорта (код ­ОКВЭД 92.62) доля иностранных работников не может превышать 25% общей численности работников работодателя (постановление Правительства РФ от 19.12.2013 № 1191).

Необходимо также учитывать, что иностранный работник может осуществлять трудовую деятельность только в том субъекте, в котором выдано разрешение на работу, а также только по той профессии, которая указана в разрешении (п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Из этого правила существуют исключения, и все они перечислены в приказе Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н.

С 1 июня 2015 г. иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, которая непосредственно связана с управлением транспортными средствами, будут допускаться к управлению ими только при наличии российского нацио­нального водительского удостоверения (п. 12, 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безо­пасности дорожного движения» в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № ­92-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 02.11.2013 № 285-ФЗ).

Для сотрудников из Белоруссии, Украины и Казахстана установлены особые правила

Граждане Республики Беларусь довольно продолжительное время пользуются такими же правами в сфере трудовой деятельнос­ти, что и российские граждане (п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»). Эти права подтверждены Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном (далее — Соглашение, ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 № 186-ФЗ).

Граждане Беларуси не должны получать разрешение на работу в России; заключить трудовой договор с гражданином Беларуси можно, если он достиг 16-летнего (а не 18-летнего) возраста (ст. 63 ТК РФ). Кроме того, нет необходимости уведомлять территориальные органы ФМС России и службу занятости о заключении трудового договора с белорусскими гражданами. Граждане Белоруссии свободны в выборе субъекта РФ для осуществления трудовой дея­тельности.

В соответствии с Соглашением 2010 г. процедура приема на работу граждан Республики Казахстан с 1 января 2012 г. также упростилась, хотя и не в такой степени, как для граждан Белоруссии. И если к тому, что белорусские работники пользуются равными правами с российскими гражданами, работодатели уже давно привыкли, то введение упрощенного порядка приема на работу граждан Казахстана для многих работодателей является новостью.

Итак, гражданам Казахстана не требуется получать разрешение на работу на территории РФ (ст. 2 Соглашения). Для заключения трудового договора гражданин Казахстана представляет работодателю документы, предусмотренные ТК РФ, а также документы, подтверждающие законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудо­устройства (ст. 4 Соглашения). Законность нахождения на территории РФ можно подтвердить миграционной картой (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Граждане Республики Казахстан, как и другие иностранные работники, подлежат постановке на миграционный учет (ст. 7 Закона № 109-ФЗ). И единственное требование, которое должен выполнить российский работодатель, — уведомить территориальный орган ФМС России о прибытии работника к мес­ту пребывания, но обязанность эта возникает только в том случае, если работодатель является принимающей стороной. Необходимость исполнения этого требования объясняется тем, что данная обязанность установлена миграционным, а не трудовым законодательством. Причем трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в органах ФМС России в течение 30 суток с даты въезда на территорию России.

При приеме на работу граждан Украины необходимо руководствоваться общими правилами, установленными для оформления трудовых отношений с «безвизовыми» иностранцами, поскольку соглашения между Россией и Украиной по поводу установления специальных правил трудоустройства граждан нет. Однако происходящие на Украине события привели к тому, что значительное число украинских граждан покинуло свою страну, и это отразилось и на российском законодательстве.

С 16 мая 2014 г. действуют упрощенные правила приема на работу иностранцев, получивших временное убежище на территории Российской Федерации, до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища (подп. 12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Такие иностранцы не должны получать разрешение на работу, на них не распространяется минимальный 18-летний возраст приема на работу. Заключать трудовой договор с такими иностранными работниками можно по достижении ими 16 лет.

Факт предоставления лицу временного убежища подтверждается свидетельством, форма которого утверждена приказом ФМС России от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории РФ, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».