Эффективная стратегия включает потребности клиента в орбиту интересов бизнеса

| статьи | печать

Сегодня компаниям нужны не только инст­рументы управления бизнесом, но и навыки по отслеживанию изменений, происходящих во внешней среде. Такие способности нужны в первую очередь для того, чтобы понимать, как меняются предпочтения клиентов. Что в свою очередь поможет определить правильную, а значит, эффективную стратегию компании. Найти информацию о трендах помогают, например, опросы населения. Приведем результаты одного из актуальных исследований «Bayer барометр»1 о факторах, влияющих на качество жизни россиян, проведенного компанией Bayer совместно с ВЦИОМ, и отметим, на что бизнесу стоит обратить внимание.

Исследование показало, что ключевыми факторами, оказываю­щими существенное влияние на качество их жизни в настоя­щее время, россияне2 считают здоровье (96,8% — подавляющее большинство), состояние экологии (92,8%), а также качество и доступность продуктов питания (92,6%) (см. рис. 1).

Поскольку качество жизни означает оценку определенного набора условий и характерис­тик жизни человека, основанную на его собственной степени удовлетворенности этими условиями и характеристиками, то отмеченные россиянами три фактора беспокоят их в большей степени.

Российских продуктов питания не хватает

Каждый второй респондент уверен, что состояние его здоровья напрямую зависит от качества потребляемых им продуктов (см. рис. 2). При этом большинство россиян готовы отдать предпочтение отечественным сельхозпродуктам. 87% заявляют, что при наличии в магазине выбора между отечественными и импортными овощами и фруктами они однозначно купят российскую сельхозпродукцию. И лишь 6% выберут овощи и фрукты, привезенные из-за границы (см. рис. 3).

А ведь всего два года назад только 69% россиян делали выбор в пользу продуктов отечест­венного производства3.

Причины таких предпочтений по значимости можно разделить на три группы:

■ от 17 до 21% опрошенных отметили в продуктах отечественного производства более высокое качество, большую натуральность, наличие меньшего количества пищевых добавок, безопасность и полезность по сравнению с продуктами иностранного производства;

■ от 4,5 до 6% обратили внимание на более доступные цены, желание поддерживать отечественного производителя, привычку и просто желание покупать такие продукты, поскольку они более вкусные;

■ и только 1% посчитал, что продукты отечественного производства преобладают в продаже.

Свежесть и непросроченность отечественных продуктов оценило только 2,5%.

Эти причины служат для бизнеса существенными индикаторами при формировании стратегии. Особенно это касается ритейлеров и производителей продуктов питания.

Ведь, несмотря на явный тренд роста предпочтений россиян к отечественным продуктам питания, их на нашем рынке не хватает. Согласно результатам опроса «Bayer барометр», 40% опрошенных однозначно заявили о нехватке отечественной пищевой продукции. Особенно остро его ощущают жители Москвы и Санкт-Петербурга (53%). Но при этом, по мнению 52% рес­пондентов, отечественной продукции столько, сколько нужно. И только 6% россиян полагают, что отечественных продуктов на рынке чересчур много, причем в сельской местности этот показатель вырастает до 9% (см. рис. 4). Почему произошло такое расхож­дение?

Будущее за экологически безопасными процессами и энергоэффективными технологиями

Такое случается, когда интересы бизнеса и клиентов не совпадают, а собственники и менеджмент теряют ориентиры, куда двигаться. Это порождает неэффективный бизнес, когда не важен результат (продукт), важны лишь капитализация и прибыль. И ради присвоения прибылей промышленность начинает беспощадно эксплуатировать ресурсы, а по сути, безжалостно их истреблять. Мы это уже проходили.

Массовое производство и удовлетворение потребностей не могут работать на конкретного потребителя, и поэтому со временем мы столкнулись с двумя последствиями:

■ разрывом связей производителя с потребителем, который привел к дисбалансу предложения и спроса и появлению посредников, перекупщиков, неэффективность которых оплачивает потребитель;

■ перепроизводству, которое со временем превратилось в процесс перевода ресурсов. Тогда естественным ограничителем дальнейшему развитию стали природные ресурсы. Экстенсивное развитие всегда происходит за счет привлечения дополнительных ресурсов, а неэффективность процессов — следствие такого перевода ресурсов.

Бизнесу необходимо остановить неэффективные процессы и изменить систему сбыта — нужна доставка непосредственно до потребителя. Поэтому наряду с супермаркетами будет развиваться доставка продуктов небольшими компаниями по заказу потребителей «до двери дома». Таким способом потребитель получает товар всегда качественный, свежий и дешевле, чем в магазине. Возможна также доставка продукции в магазины напрямую, минуя торговую сеть. А транспортные расходы в себестоимости занимают не более 8%. Наценка же опта и розницы составляет 200% плюс неизбежные потери. Для компании же важно собрать заказы конечных потребителей и предложить продукт на 30% дешевле, чем в рознице. Производитель будет доставлять продукты туда, куда сможет довести.

Неэффективность проявляется еще и в том, что мы ведем себя как тот турист, который намусорил на поляне и перешел на другую. Индустриальное производство породило неэффективные процессы; возникающие при этом потери идут в отходы и захламляют города, в которых стало небезопасно жить. И этот процесс не прекращается.

Поэтому неслучайно экологию россияне назвали в качестве одного из ключевых факторов своего благополучия (см. рис. 1). Бизнесу нужны экологически безопасные процессы — повторное использование и утилизация ресурсов. Ведь раньше отходов практически не было и не было столько мусора.

Это подтверждают и результаты опроса «Bayer Барометр» — 69% россиян видят прямую связь между состоянием окружающей среды и эффективным использованием энергии и природных ресурсов. Подавляющее большинство (87%) респондентов считают, что технологии, используемые при строительстве зданий, должны быть энергоэффективными и экологичными (см. рис. 5).

По мнению Степана Львова, руководителя управления социально-политических исследований ­ВЦИОМ, эти данные подтверждают четкую положительную динамику в сторону более экологического сознания и возросшую ответственность по сравнению с тремя-пятью годами ранее. Если раньше важно было строить дешево (преобладал экономический фактор), то сегодня значение приобретают такие критерии, как экологичность и энергоэффективность строительных материалов.

1 «Bayer барометр» — исследовательский и социальный проект, направленный на изучение различных аспектов качества жизни в России. Проект стартовал в 2014 г. по инициативе международного химико-фармацевтического концерна Bayer. В рамках проекта запланировано также проведение круглых столов, общественных дискуссий и конкурсов, направленных на развитие таких сфер, как здравоохранение, сельское хозяйство, использование современных материалов.

2 В опросе приняли участие 1600 человек из 130 населенных пунктов 42 субъектов РФ.

3 Источник: ФОМ, еженедельный опрос «ФОМнибус», 2012, 1500 респондентов.