Госрегулятор уполномочен разъяснить…

| статьи | печать

В продолжение реформы банковского законодательства начало 2014 г. ознаменовалось вступлением в силу ряда знаковых нормативно-правовых актов, которые существенным образом повлияют на российскую банковскую систему. О том, какие новации ожидают кредитные организации, а также их руководителей и членов совета директоров, читайте в сегодняшнем выпуске.

С 1 января 2014 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а также в указание Банка России от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (далее — Указание № 1379) и Положение № 345-П1, устанавливающие новый подход к раскрытию бенефициаров банков.

Согласно новым требованиям раскрытию подлежат сведения о лицах, обладающих в отношении банка «контролем» и «значительным влиянием» в соответствии с ­МСФО № 10 «Консолидированная финансовая отчетность»2 и ­МСФО № 28 «Инвестиции в ассоциированные совместные предприятия»3.

Наибольшую сложность в применении данных понятий на практике вызывает их оценочный характер, а также необходимость учета не только юридических, но и экономических факторов.

Презумпция «невлияния»

Итак, контроль присутствует, если инвестор:

  • обладает полномочиями в отношении объекта инвестиций (то есть правами, предоставляющими возможность в настоящий момент времени управлять деятельностью компании (объекта инвестиций), оказывающей значительное влияние на доход объекта инвестиций);
  • подвергается рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, или он имеет право на получение такого дохода (последний может варьироваться от показателей деятельности объекта инвестиций);
  • имеет возможность использовать свои полномочия в отношении объекта инвестиций с целью оказания влияния на величину собственного дохода.

Установлена опровержимая презумпция наличия значительного влияния в случае, если предприятию прямо или косвенно принадлежит 20 или более процентов прав голоса в отношении компании (объекта инвестиций). И наоборот — если инвестору прямо или косвенно принадлежит менее 20% прав голоса в отношении объекта инвестиции, считается, что у него отсутствует значительное влияние в отношении компании, за исключением наличия убедительных доказательств обратного.

Значительное влияние, как правило, подтверждается одним или несколькими фактами, а именно:

  • представительством в совете директоров или аналогичном органе управления объекта инвестиций;
  • участием в выработке политики инвестируемой компании, в том числе в принятии решений о выплате дивидендов или ином распределении прибыли;
  • наличием существенных операций между предприятием и объектом инвестиций;
  • обменом руководящим персоналом;
  • предоставлением важной технической информации.

обратите внимание

Для оценки наличия контроля и значительного влияния должны учитываться и потенциальные права голоса (таковыми, например, являются права, связанные с конвертируемыми инструментами или опционами, а также форвардные договоры). Потенциальные права голоса должны быть реализуемыми или конвертируемыми на текущий момент — то есть для их реализации и (или) конвертации не требуется наступление определенной даты в будущем или конкретного события.

Критерии финансовой устойчивости возросли

Внесен ряд поправок в порядок определения и оценки показателей финансовой устойчивости банка с целью признания ее достаточной для участия кредитной организации в системе страхования вкладов.

Вкратце рассмотрим ключевые изменения.

Во-первых, это критерии показателя достаточности объема раскрываемой информации о структуре собственности (ПУ1). Изменились требования по раскрытию информации:

  • раскрытию подлежат сведения о лицах, под контролем или значительным влиянием которых находится банк;
  • повысились критерии балльной оценки раскрытия информации о бенефициарах — физических лицах (доступность сведений о контролирующих лицах банка неограниченному кругу лиц необходима, в том числе, для получения показателем ПУ1 двух баллов).

Во-вторых, поменялись критерии показателя оценки организации службы внутреннего контроля (ПУ4). Возросла значимость соблюдения требований законодательства о противодействии легализации доходов. Показателю ПУ4 не может быть присвоена оценка выше трех баллов, если:

  • правила внутреннего контроля банка в целях противодействия легализации доходов, а также порядок их соблюдения оценены в три балла и менее;
  • если указанные правила не соответствуют требованиям российского законодательства (в том числе Положения Банка России № 376-П о требованиях к правилам внутреннего контроля банка4) на момент проверки.

Бенефициар, откройся!

В конце января 2014 г. было опубликовано информационное письмо Банка России № ­14-Т5, разъясняющее позицию регулятора в отношении порядка идентификации бенефициарных владельцев организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, в том числе банками. Разъяснение, в частности, получили следующие аспекты:

  • меры по идентификации бенефициарных владельцев должны приниматься в отношении клиентов, являющихся как юридическими, так и физическими лицами;
  • банк вправе принимать решение о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента при наличии факторов, указанных в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о противодействии легализации). К ним относятся владение более 25% в уставном капитале, а также возможность прямо или косвенно контролировать действия клиента. Кроме того, банк имеет право самостоятельно определять иные факторы, на основании которых принимается решение о признании лица бенефициарным владельцем;
  • физических лиц — бенефициарных владельцев может быть несколько. В этом случае банку необходимо провести идентификацию каждого из них;
  • по мнению Банка России, в случае, если в результате идентификации бенефициарный владелец клиента не установлен, таковым должен признаваться генеральный директор клиента;
  • банки обязаны проверять бенефициарного владельца на наличие у него статуса иностранного или российского публичного лица (ст. 7.3 Закона о противодействии легализации). Кроме того, они должны проверять наличие сведений о бенефициарном владельце в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеется информация об их причастности к экстремистской деятельности, а также наличие в отношении бенефициарного владельца решения о замораживании принадлежащих ему денежных средств или иного имущества;
  • для получения информации о бенефициарных владельцах банк вправе использовать не только сведения, предоставленные клиентом, но и иные внешние источники, доступные банку на законных основаниях, а также предпринимать иные меры по собственному усмот­рению;
  • банки вправе включать в договор с клиентом обязательство последнего по предоставлению информации о бенефициарных владельцах;
  • по мнению Центробанка, в случае отказа клиента от предоставления данных о своем бенефициарном владельце банк вправе реализовывать полномочия, предусмотренные п. 5.2 и 11 ст. 7 Закона о противодействии легализации, в том числе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) и выполнения распоряжений клиента, а также расторгнуть указанный договор при соблюдении ряда условий.

Необходимо учитывать, что информационные письма Центробанка нормативными актами не являются6.

«Черный список»

Требования к порядку оценки деловой репутации и квалификации, вступившие в силу на уровне Закона о банках от 2 октября 2014 г., детализированы (Положение № 408-П)7. Банк России подробно описал процедуры, в рамках которых должны собираться сведения о руководстве банка, членах его совета директоров, акционерах (участниках) и их контролирующих лицах.

Вступление в силу Положения № 408-П налагает ряд обязанностей на кредитные учреждения, их руководителей, акционеров и контролирующих лиц, а именно:

  • до 1 апреля 2014 г. лица, занимавшие на 2 октября 2013 г. руководящие должности в кредитных организациях, а также члены их советов директоров должны предоставить в кредитную организацию сведения о своей квалификации и деловой репутации;
  • до 1 мая 2014 г. кредитные организации обязаны предоставить госрегулятору информацию о соответствии членов совета директоров и лиц, занимающих руководящие должности в кредитных организациях, требованиям к квалификации и деловой репутации. В случае несоответствия — обеспечить смену данных лиц;
  • лица, владеющие или осуществляющие контроль в отношении более 10% акций (долей) кредитной организации (а также их генеральные директора по состоянию на 2 октября 2013 г.), до 1 апреля 2014 г. должны уведомить Банк России о своем соответствии (несоответствии) требованиям к деловой репутации.

Кредитным организациям необходимо подготовить внутренние документы, регламентирующие порядок предоставления лицами, к которым предъявляются требования к деловой репутации, сведений о фактах, свидетельствующих об их несоответствии данным требованиям (сроки принятия данных локальных актов не урегу­лированы).

Кроме того, определен порядок ведения централизованной базы данных о лицах, деловая репутация которых не соответствует требованиям, установленным банковским законодательством, а также об иных лицах (в том числе работниках кредитных организаций), деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства. Перечень лиц, сведения о которых вносятся в базу данных, открытый; данные вносятся на основании любой документально подтвержденной информации, которой располагает Банк России. Сведения исключаются из базы данных по истечении установленных сроков (по общему правилу — пять лет) либо по иным причинам, не связанным с истечением сроков (в том числе в связи с судебной отменой предписания Банка России). База данных предполагается закрытой. Положение № 408-П не предусматривает права лица проверять наличие (отсутствие) сведений о нем в базе или оспаривать запись.

1 Положение о порядке раскрытия на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки — участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Утверждено Банком России от 27.10.2009 № 345-П

2 Международный стандарт финансовой отчетности № 10 «Консолидированная финансовая отчетность» (ред. от 31 октября 2012 г.), введенный в действие на территории России приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н.

3 Международный стандарт финансовой отчетности № 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия», введенный в действие на территории России приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н.

4 Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

5 «Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев», письмо Банка России от 28.01.2014 № 14-Т.

6 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Ст. 6.

7 Положение о порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Утверждено Банком России 25.10.2013 № 408-П, зарегистрировано в Министерстве юстиции России 26.12.2013 № 30851.