Средний бизнес — мотор роста экономики

| статьи | печать

Средний бизнес помогает европейским странам преодолевать трудные времена и поэтому становится предметом пристального внимания и изучения особенно в период радикальных финансово-экономических перемен. Что служит экономическим базисом его роста и придает ему устойчивость? Каковы стратегии его роста? С какими рисками он сталкивается? Ответы — в исследовании «Факторы успеха среднего бизнеса для роста в Европе», проведенном GE Capital1 ­совместно с бизнес-школой ESSEC (Франция).

Несмотря на различие влияющих факторов, средний бизнес составляет около одной трети оборота всей частной экономики Франции, Германии, Италии и Великобритании, создает более 30% ВНП и обеспечивает занятость более трети всех наемных работников при количестве предприятий в 2% их общего количества (рис. 1).

Ключевые позиции среднего бизнеса в промышленности

Средний бизнес устроен и функционирует для поддержания экономики своего региона. Его ключевые позиции находятся в обрабатывающей промышленности. В Германии и Италии доля среднего бизнеса в этой сфере составляет 40% ВНП, во Франции — 28%, Великобритании — 19%. В производстве он полагается преимущественно на местных и национальных поставщиков (70%) и оставляет большую часть бизнес-процессов внутри компании. Только 6% фирм размещают более 30% своей оперативной деятельности за ее пределами.

При этом средний бизнес Германии, Великобритании и Италии делает более 50% своего оборота за границей, во Франции эта доля составляет лишь 42%. Поэтому местная экономика и внешнеторговый баланс получают выгоду от международной деятельности среднего бизнеса. Около трети респондентов ограничивают свою деятельность локальными и национальными рынками (рис. 2).

Средний бизнес находит баланс между локальными и глобальными рынками. Причем концентрация на локальных и национальных рынках при одновременной экспансии на глобальных рынках не противоречат друг другу. С одной стороны, работа на международных и национальных рынках создает среднему бизнесу устойчивость особенно во время кризисов. С другой, сильные международные амбиции ведут к тому, что 28% из них видят себя как крупные компании. В отличие от малого бизнеса, который в основном ориентирован на местные рынки (48%), и крупного бизнеса, ориентированного на международные рынки (70% компаний) (рис. 2).

Особенности среднего бизнеса в каждой стране свои:

■ во Франции у него самая высокая производительность (ежегодная выработка на одного сотрудника составляет 258 000 евро против 241 000 в Германии) при среднегодовом обороте в 46 млн евро;

■ в Италии при небольшом среднем годовом обороте (22 млн евро) на сотрудника приходится 265 евро — самый большой в Европе;

■ в Великобритании средний бизнес представлен во всех отраслях промышленности и торговле, и его структура аналогична немецкой. При среднегодовом обороте в 98 млн евро на одного сотрудника приходится 193 000 евро, это самый низкий уровень среди четырех стран;

■ в Германии его характеризуют капиталоемкие технологии и высокое качество продукции (среднегодовой оборот составляет 108 млн евро).

Инновации и клиенты в центре внимания

Согласно результатам опроса, около 5% оборота компании среднего бизнеса инвестируют в исследования и развитие. Ежегодно эта сумма в четырех странах составляет 307 млрд евро. Они обладают более миллиона патентов, или 37% от количества патентов всех компаний этих стран. Для сравнения, эта сумма в 226 раз превышает количество всех патентов трех технологических гигантов — Apple, Google и НTC.

Больше половины компаний (54%) инвестируют для достижения роста их оборотов. Причем 85% планируют остаться на достигнутом уровне инвестиций или даже повысить его.

Почему же инновации так важны для среднего бизнеса?

Необходимость инвестиций связывается в первую очередь с изменениями потребностей своих клиентов. Так рассуждает менеджмент среднего бизнеса в Германии (53%) и Великобритании (54%). При этом большая часть менеджмента (55% в Германии и 51% в Великобритании) одновременно полагают, что от таких изменений их компании только выиграют.

Важнейшим инструментом соответствия потребностям клиентов остаются социальные сети. Их использует в среднем 40% европейский компаний среднего бизнеса, правда, в Германии таких компаний больше — 49%, а во Франции меньше — 27%.

Что же касается стратегий рос­та и ориентации на долгосрочное развитие, результаты опроса показали следующее.

При выборе стратегий средний бизнес в большей мере ориентируется на органический рост и долгосрочное устойчивое развитие (прибыль в долгосрочной перспективе). А крупный бизнес предпочитает расти и наращивать прибыль в результате слияний и поглощений, прежде всего за счет создания нового предприятия и его продажи по высоким ценам (рис. 3).

Для измерения стратегий компаний в различном бизнесе ответы респондентов оценили по 100-индексной шкале и за 100 пунктов приняли ответ среднего бизнеса.

Самый большой риск связан с доступом к источникам финансирования

Средний бизнес сталкивается с рисками в трех основных областях: наем персонала, финансирование и ограничение регулятора.

Самые большие риски в области найма персонала связаны с привлечением, удержанием и квалификацией будущих менеджеров. В большей мере эта проблема стоит в Германии (42,5 против 32% в среднем по четырем странам). Почти такая же ситуация складывается в сфере повышения квалификации управленцев. Наиболее актуальные вопросы, касающиеся персонала, приведены на рис. 4. Лидирует по ним средний бизнес Германии, у которого при оценке десяти главных тем рис­ка шесть были связаны с персоналом. Управление талантами для среднего бизнеса также является большой проблемой (рис. 5)

Несмотря на большие риски с персоналом, почти все респонденты признали, что основными проблемами для среднего бизнеса являются недостаток капитала и денежных средств и ограниченный доступ к источникам финансирования (рис. 6). Этот факт беспокоит экспертов, поскольку от возможностей финансирования среднего бизнеса зависит также рост экономик стран. Особенно критически ситуация складывается в Италии и, к удивлению экспертов, в Великобритании — стране крупных рынков капитала.

Среди ограничений регуляторов названы меняющееся законодательство (33% респондентов) и сложные системы налогообложения (36%).

«Чемпионы роста» думают глобально, а действуют локально

Среди респондентов среднего бизнеса эксперты выделили группу компаний, поддерживаю­щих 10-процентный среднегодовой рост оборотов. В среднем их оказалось 9%. По странам их доля немного отличается, например, в Германии таких компаний 12%, в Великобритании — 11%, а в Италии — 7%. Тем не менее, независимо от страны, они растут в три-четыре раза быстрее остальных и присутствуют в различных отраслях.

Эксперты решили сравнить стратегии компаний «чемпионов роста» с остальными 91% среднего бизнеса. Для этого последних разделили на три группы в зависимости от их темпов роста — от 5 до 9%, от 0 до 4% и с нулевым или падающим рос­том.

Структура собственности компаний-«чемпионов» такова: 34% — общества с партнерами, 21% — семейные фирмы и 21% управляются их собственником. Эти компании действуют, как правило, локально, а думают глобально. Только 35% их оборота производится внутри страны. 87% из них заявляют, что действуют глобально. Больше половины (54%) таких компаний привлекают быстрорастущие зарубежные рынки. По­этому маркетинг, исследования и развитие имеют для них одинаковый приоритет, и они направляют на них по 5% оборота. За последние пять лет бюджет по этим направлениям значительно вырос: на 12% — на маркетинг и на 17% — на исследования и развитие.

Главными факторами своего роста руководители среднего бизнеса считают:

■ сильные глобальные компетенции;

■ стандартизированные процессы роста;

■ инвестиции в еще больший рост;

■ гибкий менеджмент;

■ сильную ориентацию на клиентов и инновации.

Чем же отличаются «чемпио­ны» от других компаний? Для ответа на этот вопрос среди приведенных факторов эксперты выбрали первичные и вторичные и присвоили им определенные веса:

■ инвестиции в рост — 24%;

■ ориентация на клиентов — 23%;

■ гибкий менеджмент — 22,5%.

При сравнении ответов всех компаний среднего бизнеса оказалось, что группа «чемпионов» почти в два раза чаще инвестирует в рост, использует гибкий менеджмент и чаще ориентирована на клиентов.

Вторичные факторы роста получили чуть меньшее значение: сильные глобальные компетенции — 14, стандартизированные процессы роста — 13 и инновации — 4% (рис. 7). При сравнении ответов «чемпионов» с группой нулевого рос­та на вопрос о драйвере роста эксперты получили противоположную картину качества компаний, проявляющуюся в общественном развитии (рис. 8).

В глобальных компетенциях, как установили эксперты, группа «чемпионов» накопила особенно много ноу-хау и международных связей, у «чемпио­нов» сложилось представление о себе (воспринимают себя) как части сильнорастущих рынков. В процессах роста чемпио­ны ориентируются на долгосрочные цели и обсуждают их в компании со всеми. Кроме того, с сотрудниками согласовывают четкие и ясные цели и длительное время придерживаются их. «Чемпионы» ориентируются на лучших в своей отрасли, но преследуют свои цели.

Средний бизнес нуждается в поддержке

По результатам исследования эксперты пришли к следующим выводам:

■ сами по себе инновации не отличают группу «чемпио­нов рос­та», поскольку общий уровень инноваций в среднем бизнесе достаточно высок. Вместе с тем незначительные инвестиции в исследования и развитие осложняют путь к успеху;

■ не обязательно присутствие всех факторов роста, иногда только некоторые из них или даже один может принести компании значительный успех.

Поскольку средний бизнес, с одной стороны, вносит существенный вклад в ВНП, а с другой — сталкивается с множеством рисков, ограничивающих их рост, что негативно влияет на экономику стран, ему необходима правительственная поддержка. И особенно «чемпионам». С помощью программ стимулирования правительство также может создавать условия для перехода компаний из малого бизнеса в средний, а значит, становиться мотором роста экономики.

к сведению

В опросе приняли участие более 1600 менеджеров частного и публичного секторов экономики четырех стран Европы: Германии, Франции, Великобритании и Италии. Эксперты включили в эту выборку также представителей малых и микрокомпаний (295) и крупного бизнеса (131). Руководители отвечали на вопросы о структуре менеджмента, оперативной дея­тельности и своих специфичес­ких задачах. Дополнительные вопросы были заданы так называемой группе «чемпионов рос­та» среднего бизнеса.

1 Финансовое подразделение General Electric, занимающееся кредитованием и лизингом для малого и среднего бизнеса.