Страховщики спускаются под землю

| статьи | печать

Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) подготовил рекомендации для упрощения получения компенсаций пассажирами, здоровью которых причинен вред в метрополитене. Иными словами, страховщики упорно добиваются доступа под землю.

Намерение страховщиков «притянуть» к себе подземку, усиленное позицией Минфина, «ЭЖ» комментировала (2014, № 05). Теперь Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) подготовил рекомендации для упрощения получения компенсаций пассажирами, здоровью которых причинен вред в метрополитене. По словам президента НССО Андрея Юрьева, во все метрополитены страны направлены официальные запросы (в распоряжении редакции имеется один из них), в которых отправитель, помимо всего прочего, просит представить информацию, содержащую «порядок и сроки подготовки метрополитеном документа, предусмот­ренного пп. „г“ п. 2 „Правил оформления документов для получения страхового возмещения и предварительной выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров“, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1378». Страховщики перешли от деклараций к активным действиям, что указывает на возможное наличие в их арсенале определенной программы последовательных мероприятий в данном контексте. Усиление нажима НССО мотивирует реализацией ранее принятого решения о всесторонней популяризации Федерального закона № 67-ФЗ — как в части страхования ответственности перевозчика, так и в части ответственности метрополитенов перед пассажирами.

По мнению представителей метрополитена, ОСГОП вынудит метро платить страховые взносы на сумму 2 млрд руб. в год, что серьезно скажется на стоимости проезда. Позиция страховщиков относительно перспектив удорожания проездных тарифов совершенно иная. «В отличие от других видов транспорта, по метрополитену есть достоверная статистика о количестве пострадавших и выплаченном возмещении. Данная статистика позволяет точно оценить необходимые тарифы и затраты метрополитена. Максимальный объем страховой премии по этому сегменту можно оценить в 300—500 млн руб. по всей Российской Федерации. С учетом огромного пассажиропотока метрополитена, который постоянно увеличивается, стоимость одной поездки может увеличиться не более чем на несколько копеек», — говорит исполнительный директор СК «МАКС» Андрей Мартемьянов.

Еще один довод страховщиков — ненадлежащее исполнение метрополитеном обязанности по компенсации пострадавшим пассажирам ущерба в пределах, покрываемых страховыми компаниями. Начальник управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО Валерий Карпов утверждает, что «в НССО на регулярной основе поступают телефонные обращения потерпевших пассажиров, которым был причинен вред при перевозке метрополитеном, с целью получения консультаций относительно их дальнейших действий для получения компенсации. Потерпевшие при этом зачастую выражают недовольство отсутствием информации или сложностями с ее получением».

По информации НССО, в союз обращаются с вопросами о способах получения компенсации граждане, здоровью или имуществу которых был причинен вред при поездке в метро. Поскольку подобные обращения поступают на регулярной основе, было принято решение о проведении кампании по информированию пассажиров о праве на компенсацию за травму в метро или за ущерб багажу или другому имуществу. Статистика обращений при этом не приводится.

К настоящему времени в рамках реализуемой кампании по популяризации закона о страховании профобъединение страховщиков подготовило и разместило на своем веб-сайте рекомендации для потерпевших в метро. Там же доступна для скачивания форма заявления о компенсации, которое содержит все поля, регламентированные постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1378. Напомним, что данным постановлением представлен полный и исчерпывающий перечень документов, который потерпевшие должны предъявить страховщику или метрополитену для получения компенсации причиненного им вреда. Кроме того, потерпевшим доступно и постановление Правительства РФ № 1164. Это так называемая таблица выплат, в которой каждой из травм присвоена своя «цена», пояснил А. Юрьев, добавив в качестве примера, что за перелом конечностей пострадавшему полагается страховое возмещение до 300 000 руб., за сотрясение головного мозга — 100 000—300 000 руб., в случае нескольких травм компенсации суммируются.

«Фактически нет никакой разницы между пассажиром мет­ро и той же маршрутки. Вводя закон об ОСГОП, государство имело цель защитить каждого пассажира, и таким образом, практика „дробления“ пассажиров по видам транспорта выглядит совершенно неоправданной. Логично было бы распространить закон об ОСГОП — о страховании ответственности перевозчика перед пассажирами — на метрополитен, но пока этого не сделано, важно, чтобы система получения компенсаций была понятной и действенной, независимо от вида перевозки, с этой целью НССО и предпринимает меры по информированию граждан», — под­черкнул А. Юрьев.

Данные о пассажиропотоке в метрополитене по городам:

Метрополитен

Пассажиропоток в 2012 г., млн пасс.

Московский метрополитен

2463,8

Петербургский метрополитен

783,9

Нижегородский метрополитен

32,2

Новосибирский метрополитен

82,0

Екатеринбургский метрополитен

48,2

Самарский метрополитен

16,7

Казанский метрополитен

26,9

Итого

3453,7

Источник: НССО