Как бюджетным учреждениям воспользоваться правом на закупки по Закону № 223-ФЗ

| статьи | печать

С 1 января бюджетные учреждения могут частично закупать товары, работы и услуги по правилам более мягкого, чем Закон о контрактной системе, Закона № 223-ФЗ. В ходе конференции «Государственные и муниципальные закупки — 2013» ведущий юрисконсульт Института госзакупок Ольга Лисовенко прояснила некоторые вопросы, возникающие у тех бюджетных учреждений, которые хотят воспользоваться этим правом.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о ФКС) устанавливает более жесткие правила по сравнению Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о госзакупках), но несет серьезное послабление одной из категорий заказчиков — бюджетным учреждениям.

Собственные доходы можно потратить на собственные нужды

С 1 января 2014 г. бюджетные учреждения смогут проводить часть закупок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридичес­ких лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), который предполагает более широкую свободу в выборе способов осуществления закупок. Дополнительным бонусом в этом режиме закупок является то, что в КоАП РФ до сих пор не внесены санкции за нарушения норм Закона № 223-ФЗ.

Послабления в закупочной деятельности достались бюджетным учреждениям (и только им одним) как результат длительных лоббистских усилий, и вполне обоснованно. Бюджетные учреждения представляют собой некоммерческие организации, которые создаются органами государственной власти на федеральном, региональном или муниципальном уровне для выполнения работ или оказания услуг в социальной сфере вытекающих из полномочий этих органов.

Финансирование бюджетных учреждений складывается из субсидий на исполнение государственного или муниципального задания, поступающих из бюджетов тех уровней власти, на которых они созданы, и доходов от иной деятельности, которую они могут осуществлять на платной основе сверх задания. Кроме того, бюджетные учреждения, среди которых медицинские, образовательные организации, музеи и т.п., имеют право и возможность получать гранты, пожертвования или спонсорскую помощь на осуществление своей уставной деятельности.

До настоящего времени все свои закупки бюджетные учреждения ведут по Закону о госзакупках, вне зависимости от того, средства из какого источника на них тратятся. Почти семь лет им пришлось потратить на убеждение государства в несправедливости того, что собственные заработанные ими деньги и средства спонсоров должны тратиться в общем жестком режиме закупок. И вот с 1 января 2014 г. при наличии соответствующего положения о закупках по правилам Закона о ФКС они должны будут осуществлять лишь те закупки, которые производятся на средства от субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и поступившие из фонда ОМС (для медицинских учреждений). А то, что заработано посредством оказания услуг юридическим и физичес­ким лицам, получено в виде пожертвований и грантов (в том числе предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ, если иное не предусмот­рено условиями предоставления гранта), можно будет потратить на закупки по Закону № ­­223-ФЗ. Также по Закону № 223-ФЗ бюджетные учреждения смогут осуществлять закупки в тех случаях, когда они выступают в качестве исполнителя по контракту, и чтобы его исполнить, им необходимо привлечь соисполнителей для поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг (ч. 2 ст. 15 Закона о ФКС).

Минусом этой ситуации является то, что сотрудники бюджетной организации, которые будут заниматься закупками, будут постоянно работать в двух режимах: для них не только сами процедуры будут другими, но также будут отличаться система планирования и отчетность. Кроме того, весьма вероятно, что возникнет необходимость приобретения еще одной электронной подписи, которая позволит работать в той части сайта закупок, которая посвящена Закону № 223-ФЗ.

Кто должен утверждать положение о закупках для бюджетного учреждения?

Воспользоваться возможностью осуществлять закупки с более либеральным режимом регулирования с 1 января бюджетные учреждения смогут, только если примут положение о закупках в текущем 2013 г. И лучше сделать это как можно быстрее, пусть и наспех, чем не делать совсем. Положение о закупке можно будет доработать и изменить в течение следующего года, но если до 1 января оно не будет размещено на портале zakupki.gov.ru, то весь следующий год придется работать по Закону о ФКС, а перейти на Закон № ­­223-ФЗ можно будет только с 1 января 2015 г.

Также до 2015 г. нельзя будет передумать и вернутся полностью к контрактной ­системе.

Однако просто разработать и опубликовать положение — мало. Оно должно быть утверждено в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ (об этом говорится в ст. 15 Закона о ФКС), где приводится перечень лиц, которые уполномочены утверждать положения о закупках для различных заказчиков. Проблема в том, что бюджетных учреждений мы в этом списке заказчиков не найдем: соответствующие поправки в Закон № 223-ФЗ еще не внесены.

Налицо пробел в правовом регулировании. Закон № 223-ФЗ прямо говорит о том, что бюджетные учреждения вправе вывести часть закупок под действие Закона № 223-ФЗ с 2014 г., если решение об этом будет принято в 2013 г. Но в Законе № ­­223-ФЗ не поименован субъект, который будет утверждать положение о закупках для бюджетного учреждения. Можно ли в таком случае разрабатывать и утверждать положение до поправок в Закон № 223-ФЗ?

По мнению экспертов Института госзакупок, эта ситуация не лишает бюджетные учреждения права уже сейчас разработать и утвердить положение о закупках. А лицом, которое его утвердит, должен быть руководитель бюджетного учреждения либо иное лицо, которое вправе действовать от имени бюджетного учреждения без довереннос­ти. Такой вывод сделан исходя из правового статуса бюджетного учреждения и статуса его руководителя. Положение о закупках является локальным актом заказчика. И поскольку все остальные локальные акты бюджетного учреждения утверждает его руководитель, то и положение о закупках может быть утверждено именно им уже сейчас. Для этого необязательно дожидаться поправок в Закон № 223-ФЗ.

Что должно содержать положение о закупках по Закону № 223-ФЗ

Требование к содержанию положения о закупках в Законе № 223-ФЗ достаточно лояльны. Положение должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупок, условия применения этих процедур, порядок заключения и исполнения договора, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, бюджетное учреждения вправе самостоятельно определить какими способами оно будет расходовать на закупки свои внебюджетные деньги. Например, закрепить, что использует только конкурс, аукцион и прямую закупку у единственного поставщика, а запрос котировок и предложений не использует. Или, наоборот, предусмотреть несколько видов конкурсов – и двухэтапный, и предквалификацию и пр.