У бюджета нашелся неожиданный союзник

| статьи | печать

Предметом пристального внимания аналитиков стало аномальное поведение рубля — он быстро и существенно подешевел: бивалютная корзина и евро вернулись к показателям 2009 г. — 38,5 руб. и более 45 руб. соответственно.

Обычно в период стабильных цен на нефть рубль существенно не дешевеет. Сейчас в России так называемый налоговый период, когда налогоплательщики для выплат в бюджет предъявляют значительный спрос на рубли. Но ни тот ни другой ­факторы на сей раз не работают.

Возможно, это не фундаментальная, а ситуативная слабость, считает часть аналитиков. Можно принять во внимание, что приближается отпускной новогодний сезон, и россияне предъявляют повышенный спрос на валюту, это могут быть десятки миллионов долларов. Еще больший спрос на нее же может возникнуть из-за двух крупнейших сделок с активами Сулеймана Керимова: он продает долю в «Уралкалии» за более чем 4 млрд долл. и долю в девелоперской компании ПИК примерно за 600 млн долл. Однако другие аналитики возражают: фактически ни та ни другая сделка могут не включать расчета в рублях. Еще один источник спроса на валюту: российские банки и нефинансовые компании должны выплатить в декаб­ре примерно 30 млрд долл. долгов, но и здесь, возможно, не все операции будут включать расчеты в рублях. И аналитики, которые считают, что слабость рубля не ситуа­тивная, а фундаментальная, считают, что дело в слабости российской экономики. Они подтверждают свою мысль тем, что ставки межбанковского рынка сейчас близки к максимальным, то есть спрос на рубль есть, но на его курс это влияния не оказывает.

У слабости рубля есть положительный аспект, продолжают аналитики, и он связан с тем, что существенная часть поступ­лений в бюджет идет от экспорта. Чем дороже иностранные валюты, тем больше рублей приносит экспорт в бюджет и тем легче ему справляться со своими фантастическими обязательствами. Часть экспертов даже полагает, что поведение рубля — не случайность и не фундаментальная слабость, а намеренная политика Центробанка и Минфина. Однако указать на какие бы то ни было признаки этой политики у таких экспертов не получается.