Россияне продолжают покупать одежду на рынках

| статьи | печать

Россия входит в десятку стран, наиболее перспективных с точки зрения розничной торговли одеждой. Ежегодно этот сектор в стране растет на 8—10%, что значительно выше роста оборота розничной торговли в целом (4—6% в год). По предварительным оценкам, в 2013 г. стоимостный объем рынка одежды, обуви и аксессуаров превысит 57 млрд долл. При этом среди каналов сбыта до сих пор доминирует нецивилизованная розница. Так, почти половина объема продаж женской одежды в России приходится на вещевые рынки.

В 2012 г. темпы роста рынка одежды России хоть и существенно сократились относительно преды­­дущего года, но вместе с тем остались на высоком уровне — в товарной массе от 3 до 6% в зависимости от категории. По данным аналитического агентства INFOLine, совокупный стоимостный объем рынка одежды, обуви и аксессуаров в 2012 г. составил более 50 млрд долл. По итогам 2013 г. данный показатель станет больше еще на 7 млрд долл.

По утверждению аналитиков, модная индустрия остается одним из самых привлекательных отраслевых направлений для развития современных форматов торговли. «По нашим данным, ежегодно рынок одежды растет на 8—10%, что значительно выше роста оборота розничной торговли (4—6% в год)», — пояснил генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

Потенциал развития сектора подтверждается данными международных исследований. Россия стала единственным государством Восточной Европы, вошедшим в рейтинг стран, наиболее перспективных с точки зрения розничной торговли одеждой (Retail Apparel Index) за 2013 г., который составляет компания A.T. Kearney. Правда за два года Россия опустилась на 3 позиции — с 4-го места на 7-е. Имея относительно высокий показатель развития розничной торговли, РФ отличается очень высоким уровнем странового риска.

Индустрия моды не выходит из тени

Основная проблема отрасли — контрафакт, составляющий, по данным Минпромторга, почти одну треть рынка. Чиновники полагают, что из-за подделок бюджет теряет ежегодно около 200 млрд руб. По подсчетам INFOLine, с учетом государственного заказа одежды и ­­обуви для Министерства обороны РФ, Внутренних войск МВД РФ, Министерства чрезвычайных ситуаций РФ, «теневого» импорта из стран Азии, контрафактной «брендовой» продукции емкость внутреннего рынка в прошлом году могла достигнуть 80 млрд долл.

Развитие теневого сектора поддерживается структурой сбыта. Среди каналов продаж на рынке женской одежды до сих пор доминирует нецивилизованная розница. Почти половина (более 46%) продаж в данном сегменте ретейла на начало 2013 г. приходилась на вещевые рынки.

Мультибренды и мультиформатные универмаги на втором месте по популярности у российских женщин — на них приходится 20,3%. Отчасти это связано с наследованием советской модели потребления, когда универмаг был главным местом совершения покупок. Во многих городах и сегодня в зданиях этих советских ЦУМов и торговых комплексов располагаются игроки в нижнем ценовом сегменте, по ассортименту мало отличаю­­щиеся от находящихся неподалеку вещевых рынков. Активно развиваются гипермаркеты, предлагающие в своем ассортименте различные категории текстиля, в том числе и готовую женскую одежду. Такие гипермаркеты, как «Ашан» или Metro Cash&Carry, ведут экспансию в глубь страны, также отвоевывая у рынков часть аудитории в нижнем ценовом сегменте, предлагая сопоставимую по качеству и цене одежду.

Изначально ограниченный объем спроса в регионах на женскую одежду в верхнем ценовом сегменте делает мультибренды фактически единственным каналом сбыта подобных марок, полагают в INFOLine. По утверждению аналитиков, такой формат позволяет снизить риски, возникающие при работе с одним брендом, а также сформировать предложение, удовлетворяющее различным функциональным и стилевым запросам аудитории.

Будущее за сетевой розницей

Еще один серьезный конкурент вещевых рынков — сетевая розница. Сегодня созданы условия для открытия магазинов. За последние десять лет построено более 2000 современных торговых центров и торгово-развлекательных комплексов с совокупной торговой площадью более 30 млн кв. м.

Интересно, что цивилизованная розница в нижнем и среднем ценовых сегментах предлагает зачастую более низкие цены. Так, цены на рынках на 15—20% выше цен на аналогичные товарные категории в таких магазинах сетевой розницы в нижнем ценовом сегменте, как Oodji, Sela, Gloria Jeans, Jennyfer.

Пока на долю сетевых игроков приходится около 19%. Согласно прогнозу INFOLine, постепенное развитие сетевой розницы и выход глобальных и российских операторов на новые региональные рынки приведет к увеличению доли этого канала сбыта до 28% к 2015 г. По словам И. Федякова, преимущества сетевой розницы очевидны. Она предлагает хорошее качество и дизайн по доступной цене. Вкупе с высокой узнаваемостью марок и международными стандартами работы розничных магазинов это приведет к тому, что в итоге именно она и станет доминирующим цивилизованным каналом сбыта.

«Не вызывает сомнения, что будущее fashion ретейла в России связано в первую очередь с региональным развитием сетевых игроков, — заявил генеральный директор INFOLine. — Причем если основные розничные сети FMCG уже достигли определенных пределов развития и вынуждены открывать магазины в регионах с населением от 100 000 человек, то у подавляющего большинства сетей fashion ретейла еще есть возможности выхода в более крупные города — сегодня пока еще немного сетей, насчитывающих несколько сотен магазинов». Учитывая расслоение населения по уровню дохода, в основном развивающиеся в регионах игроки будут конкурировать с открытыми вещевыми рынками и контрафактным товаром в нижнем и нижнем среднем ценовых сегментах.

к сведению

Демографический всплеск изменил структуру рынка

По данным INFOLine, 60% продаж приходится на долю женской одежды. При этом женская одежда не только самый крупный, но и самый зрелый, насыщенный игроками, высококонкурентный сегмент рынка.

На мужскую одежду приходится около 23% рынка, причем сегмент закрепился на данной отметке в период кризиса 2009 г., когда игроки, специализирующиеся на этой категории ассортимента, показывали высокие темпы роста. Это было связано в первую очередь с ценовыми методами стимулирования сбыта, к которым массово вынуждены были прибегнуть игроки во избежание стагнации. По меркам многих рынков Западной Европы, 23% — цифра довольно скромная, в ряде стран мужская одежда занимает до 35% рынка.

Примечательно, что демографическая ситуация способствует стабильной динамике сегмента детских товаров. Улучшение демографических показателей — в 2012 г. число новорожденных составило около 1,9 млн, что является максимальным показателем за последние 20 лет — и рост доходов населения обусловили бурный рост в сегменте детской одежды. В 2012 г. рынок детской одежды увеличился на 21 против 12% в 2011 г., а его доля в структуре рынка одежды составила около 17%. Активному развитию сегмента способствует экспансия не только сетевых игроков, специализирующихся на детском ассортименте в различных ценовых сегментах, но и розничных операторов, добавляющих или расширяющих ассортимент детской одежды в своем предложении.

важно

Потребители не собираются экономить на одежде

В сентябре 2013 г. исследовательский холдинг «Ромир» в ходе очередного всероссийского опроса поинтересовался у рес­­пондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние полгода. Только 22% участников заявили, что в их семьях не было крупных покупок в этот период. В марте 2013 г. такой ответ дали треть участников исследования (32%).

В сентябре выросли по сравнению с мартом доли ответов по всем крупным покупкам, кроме автомобилей. Особенно сильный рост был отмечен по статьям: «одежда», «мобильный телефон» и «отдых, поездки».

«Возвращение одежды (причем в теплый сезон) в число самых распространенных крупных покупок никакими другими факторами, кроме оживления потребительского спроса, объяснить, по нашему мнению, невозможно», — отметили авторы исследования. Они пояснили, что еще в марте назвали одежду крупной покупкой прошедшего полугодия только 19% участников опроса. И те же 19% полагали, что в следующие шесть месяцев одежда останется в числе крупных приобретений их семьи. В сентябре одежду в числе крупных покупок назвали уже в два раза больше участников исследования – 38%. И 36% полагают, что и в следую­­щем полугодии среди крупных покупок их семей будет одежда.

Аналитики подчеркнули, что производителям и рознице следует обратить внимание на эти цифры, чтобы не «проспать» волну роста спроса на свою продукцию.