Тинькофф вчетверо дороже Сбербанка

| статьи | печать

Сверхуспешным оказалось первичное размещение в Лондоне глобальных депозитарных расписок (ГДР) банка «Тинькофф кредитные системы» (ТКС-банка). С момента объявления об IPO верхняя граница коридора размещения дважды поднималась — и все равно книга заявок оказалась в несколько раз переподписана. Ажиотаж среди инвесторов был таким, что в первый день торгов цена ГДР ТКС-банка доходила до 20 долл., в то время как при размещении ГДР стоила 17,5 долл.

По данным «Интерфакса», на покупателей из континентальной Европы пришлось примерно 15% размещения, российские приобрели менее 10%, свыше 70% досталось инвесторам из США и Великобритании. Если не учитывать опциона организаторов размещения, сделка стоила почти 1,1 млрд долл. Сам ТКС-банк, выпустивший новые акции, заработал 175 млн долл., акционеры банка — свыше 900 млн долл.

Доли в капитале банка продали все его акционеры. Олег Тиньков, основатель ТКС-банка, сократил долю с 60,5 до 50,9%, шведский фонд Vostok Nafta Investment Ltd. – c 13,2 до 4,8%, российский Barings Vostok — с 7,9 до 2,9%, украинский Horizon Capital — c 4 до 1,4%; фонд Altruco, представляющий интересы менеджеров ТКС-банка, сократил участие с 2,2 до 1,2%, наконец, расстался со значительной долей и старейший инвестор ТКС-банка — Goldman Sachs: с 12 до 4,5%. Goldman Sachs заработал на этом 226 млн долл. и может заработать еще 163 млн долл., если исполнит опцион, полагающийся ему как организатору размещения.

В обращении теперь будет находиться 34,5% акций банка, если будет исполнен и опцион — 39,5%. ТКС-банк при первичном размещении стоил, таким образом, 3,2 млрд долл.

Goldman Sachs стал партнером Олега Тинькова с 10-процентной долей еще в 2007 г., вскоре после того как Тиньков, серийный предприниматель, запустивший и затем продавший несколько бизнесов — замороженных продуктов, пива, ресторанов, розничной сети электроники — создал по образцу американской Capital One Financial Corp. банк, не имевший ни единого офиса, а представленный исключительно в Интернете и распространяющий кредитные карточки по почте. Тиньков обнаружил эту модель банковского бизнеса, когда жил в Сан-Франциско.

Первичное размещение ТКС-банка стало самым крупным среди российских эмитентов за последние 11 месяцев. По данным аналитиков банка «Уралсиб», при первичном размещении банк Олега Тинькова был оценен в 4—5 капиталов — в то время как Сбербанк, к примеру, торгуется сейчас всего за 1,3 капитала. Аналитики «Уралсиба» считают справедливой для ТКС-банка цену, по крайней мере в два раза более низкую, чем получилась при первичном размещении.

Фактически, признают многие аналитики, ТКС-банк расценен рынком скорее как интернет-компания, чем как банк; даже в благополучные времена российские банки так дорого не оценивали.

Интересно, что такая высокая оценка бизнесу Тинькова дана именно в тот момент, когда рейтинговые агентства заговорили о значительном повышении рисков в бизнесе потребительского кредитования. По данным Moody's, например, негативными факторами для розничных банков стали, во-первых, намерения Центро­банка России остудить рынок потребительского кредитования за счет ужесточения требований к покрытию необес­печенных кредитов, во-вторых, сильная закредитованность российского населения — многие обслуживают по три, четыре и даже пять кредитов, и в-третьих, значительный рост просроченных кредитов; причем, по мнению Moody's, банк Тинькова как раз и находится среди тех, чьи риски в связи с вышеизложенным растут.