Правительство продолжает активно готовиться к запуску федеральной контрактной системы

| статьи | печать

Нормативная подготовка к началу работы Федеральной контрактной системы (ФКС) в самом разгаре. На портале regulation.gov.ru размещены два проекта постановлений Правительства РФ: о порядке ведения реестров, информация по которым должна размещаться в Единой информационной системе в сфере закупок, а также о порядке оценки заявок и окончательных предложений участников закупок. Представить свои замечания к этим документам можно до 3 октября по адресам o0264@minfin.ru и mineconom@economy.gov.ru соответственно.

Постановления, проекты которых разработаны Правительством РФ, должны вступить в силу одновременно с Федеральным законом от от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о ФКС) с 1 января следующего года. В рамках подготовки к реализации указанного закона данные постановления уже не первые (см. «ЭЖ» 2013, № 35, с. 9).

Для контрактов с государственной тайной могут создать отдельный реестр

В проекте первого из постановлений «О порядке ведения реестра контрактов, информация о которых подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок, и порядке ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну», которым предлагается утвердить соответствующий Порядок (далее — Порядок № 1) разработчики в общем-то не изобрели велосипед, если учитывать разницу в регулировании закупок Законом о ФКС и действующим сейчас Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ). Сейчас порядок ведения реестра контрактов, который размещен на сайте zakupki.gov.ru, установлен постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 № 1191 «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистичес­ким, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в Интернете, на котором размещается указанный реестр» (далее — Положение).

Первое отличие Порядка № 1 от действующего, которое бросается в глаза — это правило ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющего государственную тайну. В него будут включаться сведения о контрактах, заключенных путем применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями ст. 84 Закона о ФКС. Такого рода закупки осуществляются только в конкретных, определенных в том же законе, случаях. В отличие от реестра обычных контрактов (и того, что ведется сейчас, и того, что предусмот­рен в Проекте № 1), реестр контрактов со сведениями, составляющими гостайну, может вестись и в бумажном, и в электронном виде. В то время как реестры обычных контрактов могут быть только электронными (п. 2 Положения, п. 3 Порядка № 1). От чего будет зависеть выбор между бумажной и элект­ронной формой, в Порядке № 1 не сказано.

Есть некоторые различия и в части ведения реестра контрактов, которые сведения о ­гос­тайне не содержат. В частности, расширен перечень сведений, которые включаются в такой реестр. Помимо данных, которые уже сейчас вносятся в реестр (п. 3 Положения), ­Порядок № 1 предполагает размещение в этом информационном ­ресурсе:

  • копий заключенных контрактов, подписанных усиленной неквалифицированной элект­ронной подписью заказчика;
  • идентификационный код закупки;
  • документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • решение врачебной комиссии, которое не содержит персональных данных (при закупках медицинских препаратов для пациента по решению врачебной комиссии на сумму не более 200 000 руб. при запросе предложений или закупке у единственного поставщика).

В реестр не будут включаться сведения о контрактах, заключенных в порядке закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 000 руб. (аналогичное правило есть и в Положении), а для некоторых заказчиков — не превышающую 400 000 руб. (п. 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона о ФКС).

Вести реестры будет, как и сейчас, Федеральное казначейство (п. 2 Положения, п. 2 Порядка № 1). Реестр будет размещен в информационной системе, доступ к которой должен будет обеспечить Минфин РФ по адресу www.budget.gov.ru, а также в Единой информационной системе в сфере закупок.

Критерии оценки заявок станут намного подробнее

Второй проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельных величин значимости каждого критерия» (далее — Порядок № 2), как и первый, имеет свой ныне действующий аналог. Вопросы оценки заявок в рамках реализации Закона № 94-ФЗ регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» (далее — Правила).

Предполагается, что Порядок № 2 не будет распространяться на закупки в форме аукционов, запроса котировок, у единственного поставщика и путем проведения запроса предложений, если заказчик воспользовался своим правом установить специальные критерии оценки заявок. Сделать это позволяет ч. 1 ст. 32 Закона о ФКС.

В отличие от Правил, Порядок № 2 содержит определения нескольких значимых в соответствующей области терминов: оценка, критерий оценки, значимость критерия, коэффициент значимости критерия оценки, рейтинг заявки (окончательного предложения) по критерию оценки.

Критерии оценки заметно отличаются от предусмотренных в Правилах и разделены на стоимостные и нестоимостные (п. 5, 6 Порядка № 2). К первым отнесены цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, а также стоимость жизненного цикла товара, объекта, созданного в результате выполнения работы, если речь идет не просто о закупке такого товара, но и о дальнейшем его обслуживании, ремонте, утилизации и тому подобных длящихся процессов. К нестоимостным критериям Порядок № 2 относит качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификацию участников закупки (в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации). Для некоторых критериев заказчики могут устанавливать и подкритерии.

Оценку заявок планируется осуществлять путем расчета итогового рейтинга по каждой из них (как и сейчас). Итоговый рейтинг заявки должен будет рассчитываться путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость.