Отечественные производители укрепляют позиции на рынке сантехники

| статьи | печать

Российские производители сантехники взяли курс на импортозамещение. Если несколько лет назад на отечественных игроков приходилось порядка 20% внутреннего рынка, то на сегодняшний момент эта доля составляет примерно 40%. Среди преимуществ российских производителей эксперты называют индивидуальный подход к каждому клиенту, возможность быстро реагировать на изменяющиеся потребности. Кроме того, отечественные производители, в отличие от иностранных, предоставляют более выгодные условия гарантийного обслуживания.

О тенденциях развития российского рынка сантехники эксперты и участники рынка рассказали в ходе онлайн-конференции, организованной информационной группой Finam.ru.

Кризис затронул многие отрасли экономики, в том числе и российский рынок сантехники. Его снижение в 2009 г. было компенсировано стабильным рос­том рынка с 2010 г. примерно на 15—20% в год, рассказал председатель совета директоров ОАО «Торгово-промышленная группа АЭССЕЛЬ» Олег Аванесов. Он пояснил, что специфика рынка сантехники, в частности рынка ванн, душевых кабин и мебели для ванных комнат, такова, что практически при любой экономической ситуации эти товары имеют длительный цикл покупки и приобретаются раз в 15— 25 лет, обеспечивая тем самым стабильный спрос. Безусловно, возможны временные падения спроса (как в 2009 г.), которые формируют отложенный спрос, реализуемый в последующие годы.

По словам Владимира Токае­ва, руководителя проектного направления ООО «Идеал Стандарт Рус», объем рынка сантехники в России сейчас составляет примерно 850 млн долл. Доля импорта — около 60%. По оценке аналитика ИК «Финам» Сергея Платонова, в натуральном выражении на сегодняшний день объем сектора около 9,5—11 млн изделий в год, из них 65—70% — продукция импортных производителей.

Зоны активного роста

Наиболее динамично на рынке развивается сегмент акриловых ванн — за последние 15 лет он вырос с 5 до 35%. «Это подтверждается многочисленными исследованиями различных независимых агентств и логически объяснимо тем, что акрил является оптимальным материалом для ванн, так как акриловые ванны легко устанавливаются, хорошо держат температуру воды, имеют большое разнообразие форм и размеров, могут быть оснащены гидромассажными системами, просты в уходе, достаточно прочны и долговечны», — пояснил О. Аванесов. По словам С. Платонова, сейчас на долю акриловых ванн приходится 30—34%. В ближайшие два-три года доля акриловых ванн будет увеличиваться и может достигнуть 50%.

Чтобы оценить потенциал развития этого сегмента в России, посмотрим на структуру европейского рынка ванн. Если в Европе акриловые ванны в доме составляют 60%, стальные — 30%, чугунные — 10%, то в России, наоборот, пока преобладают чугунные ванны. К слову, цикл потребления в ЕС меньше — сантехнику там меняют в среднем раз в 12 лет, в России — раз в 15—20 лет.

В целом отечественный рынок сантехники, по оценке «Финам», в ближайшие пять лет может достичь значения в 29,7 млн изделий в год. Оптимистично настроены и игроки. По прогнозу «Идеал Стандарт Рус», при росте жилищного строительства на 4—5% в год, повышении платежеспособного спроса населения и увеличении доли реконструируемого жилья рынок сантехники будет увеличиваться на 10—15% в год. «Мы не прогнозируем стагнацию и перспективу падения спроса — напротив, мы уверены в устойчивом спросе и его динамике на 20 и более процентов ежегодно», — сообщил представитель группы «АЭССЕЛЬ».

Внимание к среднему сегменту

Пока на рынке лидирует продукция импортных производителей, но доля отечественной сантехники имеет постоянную тенденцию к росту. Например, в 2006 г. доля российской продукции в сегменте ванн была в два раза меньше и составляла лишь 20%. По мнению экспертов, конкурентное преимущество российских производителей заключается в логистике и сервисе — скорость исполнения заказов и удобство гарантийного и постгарантийного обслуживания.

Интересно, что из основных зарубежных сантехничес­ких компаний только компания ROCA имеет свои заводы по производству сантехничес­кой керамики в России. Польская компания CERSANIT приобрела современный завод в Сызрани. Турецкая компания VITRA также собирается в скором времени открыть свой завод по производству сантехкерамики. Остальные крупные производители пока предпочитают заво­зить продукцию из-за границы.

По мнению экспертов, чтобы максимально продвинуться вперед, российским компаниям необходимо сосредоточить свое внимание на среднем сегменте с правильным соотношением цена/качество. «Не составим мы конкуренции китайской цене и европейском качеству, тем более что Китай уже двигается в этом направлении, улучшая качество, и некоторые его бренды уже имеют сносную репутацию», — пояснил один из участников конференции. По данным ВЦИОМ, на экономкласс приходится 41% сантехники в России, на средний класс — 56%, ­товары класса люкс занимают 3% рынка.

Как отметил Михаил Дымшиц, генеральный директор консультационной компании «Дымшиц и партнеры», исследования демонстрируют, что, думая о приобретении ванны, покупатели планируют получить более дорогие и оснащенные модели, чем в итоге покупают. Это связано прежде всего с возможностью выбора при покупке, многие продавцы откровенно боятся предлагать людям более дорогие изделия, часто очень плохо знают технические возможности реализации дополнительного оборудования для ванн, особенно небольших размеров.

Внимание к более дорогим моделям подтверждается и следующей тенденцией. Основной рост рынка происходит не за счет сетевых гипермаркетов («Леруа Мерлен», «ОБИ», «Кас­торама»), специализирующихся на продаже продукции по самым низким ценам, а благодаря постоянно увеличивающемуся числу мелких и средних магазинов сантехники, продающих более качественный и, как следствие, более дорогой товар.