В России автомобили еще не все заполонили

| статьи | печать

Российский рынок легковых автомобилей по-прежнему остается одним из самых перспективных в мире. Такая экспертная оценка, озвученная в начале года на фоне наметившегося спада объема продаж автотранспорта для дома и для работы, получила новое подтверждение по результатам опроса, осуществленного информационно-аналитическим порталом для соискателей рабочих мест и работодателей Job.ru.

По данным Boston Consulting Group (BCG), на тысячу жителей России, включая малолетних и престарелых, приходится сейчас 290 легковых машин. В США этот показатель равен 740 авто, в Западной Европе — 560. По прогнозам BCG, к 2020 г. по количеству проданных машин наша страна может обойти Японию и Германию и, возможно, выйдет на первое место в Европе и пятое место в мире. Расчеты специалистов основаны на динамике последних двух десятилетий по числу автомобилей в собственности российских домохозяйств. Если в 1992 г. на каждую тысячу жителей страны приходилось 50 автомобилей, в 2000 г. — 131, в 2008 г. — 214, то теперь — 290, свидетельствует Росстат.

Но Москва, опять же по данным статистики, занимает второе место в мире по числу автомобилей на душу населения, уступая пальму первенства только американскому мегаполису — Нью-Йорку. В нашей столице на тысячу человек приходится 380 автомобилей. И снова «но». Опрос, проведенный ­15—21 июля, показал, что москвичи чаще, чем жители остальной России, утверждали, что у них нет автомашины — ни семейной, ни служебной.

Видно, в самом деле, автомобиль в столице нужен меньше, чем где бы то ни было. Он не особо помогает добираться до работы — Москва занимает первую позицию в мировом рейтинге по длине пробок. Заторы на дорогах отнимают у столичных водителей 127 часов в год. Это на 66% больше среднемирового значения. Не случайно, выходит, 13,9% опрошенных москвичей считают, что автомобиль им не помощник в решении рабочих вопросов. В Санкт-Петербурге такого мнения придерживаются 15,5% респондентов, в остальной России — 17,1%.

Автомобиль наиболее востребован в регионах

В провинции автомобиль часто выполняет несколько функций. Но главным образом он и средство передвижения, и средство пополнения семейного бюджета. Судя по результатам опроса, самый большой процент водителей занимается извозом на Северном Кавказе. При самой низкой доле автовладельцев (61,1% опрошенных заявили, что у них нет машины) здесь оказалось больше всего профессиональных водителей (16,7%). Любопытно, что в Уральском федеральном округе профессионалов среди опрошенных не оказалось вовсе. Но именно УрФО, судя по итогам исследования, единственный регион, где автомобиль востребован для поездки на работу и обратно домой — 35,7% опрошенных. В других округах этот показатель не превышает 23%, а на Северном Кавказе и вовсе равен 5,6%.

А вот в Северо-Западном федеральном округе больше всего тех, кому автомобиль нужен исключительно «для дома, для семьи» — 13%. И здесь же чаще, чем в других регионах, ­любят «пускать пыль в глаза». 6,2% участников опроса ответили, что «автомобиль — это средство произвести впечатление на коллег или на партнеров». ­Такого же мнения придерживается всего 1% рес­пондентов в Центральном федеральном округе. Остальная Россия дружно поставила ноль.

Профессионалы не у дел

Профессиональными водителями оказались 9,46% респондентов. Для них автомобиль — все: рабочая лошадка и семейный транспорт, заработок и хобби. И они же больше других страдают от отсутствия постоянной работы по профессии рядом с домом. Но даже если удастся устроиться на работу, то не факт, что зарплата будет выплачена в срок и в полном объеме, что подтверждают проведенные в мае — июле Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) внеплановые проверки организаций по заявлениям граждан. Трудовые инспекторы выявили множество нарушений, самым распространенным из которых является отсутствие в трудовых договорах размеров и сроков выплаты заработной платы. А министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин 25 июля публично признал факт того, что в транспортной и строительной отраслях чаще всего вообще не заключаются договоры между работодателями и работниками. По его словам, государственные инспекции труда предпринимают сейчас меры, направленные на устранение обнаруженных нарушений.

А пока тысячи владельцев личных авто — профессионалов и любителей — превратили свое средство передвижения в средство извлечения доходов в семейный кошелек, несмотря на ужесточение правил частного извоза. Они гурьбой осаждают вокзалы и аэропорты — попробуй разберись, кто из них законопослушный гражданин, а кто — нелегал. Как правило, машины у всех на вид приличные, большей частью иномарки, что только подтверждает динамику продаж автомобилей на внут­реннем российском рынке и результаты экспресс-опроса работодателей и соискателей рабочих мест по профессии «водитель автомобиля».

Что значит автомобиль в семье, % от числа респондентов

Ответы

Федеральные округа

ЦФО

ЮФО

СЗФО

ДФО

СФО

УрФО

ПФО

СКФО

Все. Я профессиональный водитель

9,2

10,5

10,3

11,8

7,6

0,0

9,6

16,7

Ничего. Помогает решать лишь бытовые, внерабочие вопросы

11,9

10,5

13,0

11,8

7,6

0,0

8,3

5,6

Помогает решать рабочие вопросы

15,3

17,1

12,3

11,8

17,7

14,3

18,5

11,1

Необходимое дополнение к должностному статусу

3,4

0,0

21,

5,9

0,0

7,1

5,7

0,0

Средство произвести впечатление на партнеров

1,0

0,0

6,2

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Помогает добираться до работы

15,0

22,4

10,3

11,8

12,7

35,7

12,1

5,6

У меня нет автомобиля — ни служебного, ни личного

42,5

35,5

43,8

38,2

53,2

42,9

40,8

61,1

Затрудняюсь ответить

1,7

4,0

2,0

8,7

1,2

0,0

5,0

0,1

Источник: JOB.RU