Стратегия компании определяет интегрированную концепцию BI

| статьи | печать

Компании-вендоры в рекламных проспектах часто характеризуют свои программные продукты как стратегическую ценность предприятий, проявляющуюся в виде существенной экономии затрат. В чем же польза от современных информационных технологий, и делают ли ИТ-инструменты компанию действительно успешной? Создают ли они стоимость для компании?

Информационные технологии не оказывают прямого влияния на стоимость компании, скорее они связаны с затратами. И все-таки ИТ косвенно влияют на стоимость, через бизнес-модель предприя­тия и создание условий для новых инновационных бизнес-процессов. В этом случае ИТ, и в частности BI-система, делают возможным реализацию стратегии и бизнес-модели и способствуют их эффективному воплощению.

При этом под BI-концепцией понимается интегрированный целостный подход к принятию решений на оперативном уровне, основанный на информационных технологиях. Речь идет о двух основных модулях BI — для управления контрактами (получения и успешного выполнения) или заказами клиентов и для менеджмента персонала.

ИТ и стратегия компании

Бизнес-модель (структура следует за стратегией) и бизнес-процессы зависят от стратегии компании (рис. 1). Поэтому дея­тельность ИТ-подразделения, если его задача состоит в создании стоимости для предприятия, должна быть последовательно ориентирована на его стратегию и способствовать ее реализации.

Стратегия, как правило, состоит из нескольких компонентов, имеющих значение для целенаправленного и эффективного применения ИТ:

  • видение — чего мы хотим достичь в долгосрочном периоде;
  • миссия — как мы хотим реализовать свое видение;
  • стратегические цели компании — на какие стратегические цели компании мы ориентируемся.

Бизнес-процессы связаны с ИТ

Исходя из стратегии разрабатывается бизнес-модель и выстраиваются соответствующие бизнес-процессы. При этом различают:

  • первичные бизнес-процессы, ориентированные на клиентов (сбыт, сервис) и находящиеся в центре внимания;
  • вторичные процессы, в центре которых внутренние клиенты компании (управление персоналом, контроллинг).

Именно для этих бизнес-процессов, основываясь на стратегии, разрабатывается современная концепция BI (рис. 2). И если задача BI состоит в успешном формировании бизнес-процессов, то все подходы к BI должны ориентироваться на стратегию компании.

На конкретном предприятии подход к BI зависит от его специфики и внешних условий. А управление BI должно в первую очередь гарантировать осуществление стратегии с учетом гибкости в современных условиях. При этом эксперты считают нереалис-тичным подход с традиционным корпоративным хранилищем данных (КХД) в силу быстроменяющихся условий. А разработка и реализация стратегии должна опираться на актуальные данные из всех источников. Поэтому вместо КХД эксперты разработали основную модель для управления BI, гарантирующую реализацию стратегии.

При этом задача контроллинга — увязать и согласовать стратегию BI, а также его политику и руководящие принципы с общей стратегией предприя­тия.

Для формирования и определения BI-сервисов служат стратегические поля деятельности и бизнес-процессы компании. При этом нужно обратить внимание на то, что формирование прав и обеспечение BI-ресурсов должно быть организовано раздельно с целью обеспечения большей эффективности BI-сервисов.

Кроме того, на первом мес­те должна стоять не техничес­кая точка зрения, а прежде всего бизнес-навыки (возможности бизнеса). Эти более высокие и приоритетные навыки позволяют абстрагироваться от технических деталей и поставить на первое место самые важные вопросы бизнеса — как лучшим образом обеспечить взаимодействие сотрудников, процессов и ИТ для развития творческих идей и для эффективной поддержки комплексных взаимодействий с клиентами.

Три фактора успеха

Подходить к разработке эффективной и интегрированной BI-концепции следует комплекс­но и надо учитывать при этом три важнейших фактора успеха:

  • BI-концепция должна быть ориентирована на стратегию компании;
  • формирование конкретных BI-подходов зависит от специфики предприятия и его внешнего окружения (рынков, отрасли);
  • при формировании

BI-концепции следует ориентироваться на бизнес-навыки и уметь уходить от доминирования технического подхода.