Развитие досудебного разрешения споров расписали на пять лет

| статьи | печать

Продолжительные разговоры о необходимости введения обязательного досудебного порядка обжалования в отношении всех без исключения решений налоговых органов недавно оформились в виде официального документа ФНС России — Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов РФ на 2013—2018 годы (утверждена приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/78@, далее — Концепция). В ней налоговая служба поделилась своими взглядами на будущее административного способа разрешения споров между фискалами и налогоплательщиками.

Новая Концепция-2013 заменила прежнюю Концепцию развития налогового аудита в системе налоговых органов РФ (утверждена распоряжением ФНС России от 01.09.2006 № 130@). Этим документом были установлены основные правила работы новых на тот момент подразделений в структуре налоговых органов. Правда, Концепция 2006 г. носила скорее внутриорганизационный характер, в отличие от новой Концепции, которая больше ориентирована вовне.

Согласно Концепции, налоговая политика в ближайшие пять лет будет стремиться к развитию взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях. Стратегическая цель — развитие досудебных механизмов урегулирования налоговых споров, в том числе примирительных процедур, повышение прозрачности процесса рассмот­рения жалоб, упрощение способов взаимодействия, создание стимулов для разрешения споров в досудебном порядке. Чтобы этой цели достигнуть, необходимы:

  • контроль за законностью и обоснованностью решений налоговых органов;
  • высокая эффективность и объективность разрешения налоговых споров;
  • создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения;
  • сокращение потенциальных причин возникновения налоговых споров (предотвращение налоговых споров);
  • развитие примирительных процедур;
  • максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке, неконфронтационный подход;
  • совершенствование информирования о процедуре досудебного урегулирования споров, ее преимуществах;
  • мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;
  • широкое использование современных информационных технологий.

В отношении последнего пунк­та налоговая служба, видимо, вдохновившись опытом ВАС РФ, предлагает совершенствовать интернет-сервисы, облегчающие подачу жалоб и отслеживание стадий их рассмотрения, а также развитие иных электронных сервисов и услуг. Предполагается, что в итоге налогоплательщики смогут подавать жалобы и документальные доказательства через официальный сайт налогового органа, а также участвовать в процедуре рассмот­рения этих жалоб посредством видеоконференцсвязи.

К слову, налоговая служба успешно реализовала уже довольно много онлайн-проектов и сервисов, поэтому у налогоплательщиков в ближайшее время есть все шансы ощутить преимущества дальнейшей виртуализации на деле.

В Концепции определены основные направления развития досудебного разрешения налоговых споров. К ним относятся, например, переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному и как следствие — сокращение нагрузки на суды за счет этой категории дел. Достижению этой цели в добровольно-принудительном порядке должно послужить введение обязательного досудебного обжалования всех решений налоговых органов в течение месяца (для апелляционных жалоб) или года (для остальных).

ФНС России планирует разработать дифференцированные механизмы разрешения споров в зависимости от стадии, с применением универсального и упрощенного порядка рассмотрения, мирового соглашения.

Не останется без внимания и мотивационная составляющая «досудебнизации» — налоговики намерены информировать о преимуществах административного порядка рассмотрения жалоб и даже проводить анкетирование налогоплательщиков.