Незарегистрированная спецтехника: налог и амортизация

| статьи | печать

На практике у бухгалтеров нередко возникают вопросы, связанные с налогообложением транспортной спецтехники (например, строительной), которая не зарегистрирована в органах Гостехнадзора. Уплачивается ли транспортный налог в отношении такой транспортной техники и вправе ли организация начислять амортизацию по ней в налоговом и бухгалтерском учете? За разъяснениями мы обратились к специалисту.

Общие правила

По общему правилу, сформулированному в ст. 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса. В силу названной статьи к объектам налогообложения отнесены только зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (за исключением транспортных средств, поименованных в п. 2 ст. 358 НК РФ).

Государственная регистрация автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт регламентирована постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее — постановление № 938). Собственники транспортных средств обязаны их зарегистрировать в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 3 постановления № 938).

Что касается специально оборудованных машин, (например, строительных), то государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзор).

Учитывая названные положения Кодекса, до момента госрегистрации в Гостехнадзоре в установленном порядке и сроки указанных специальных машин транспортный налог не уплачивается. Данный вывод подтверждается судами. В качестве примера можно привести постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09-151-457. В этом постановлении высшие арбитры признали правильным подход, примененный судами первой и апелляционной инстанций, согласно которому списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. В силу императивных положений ст. 357, 358 и 362 Кодекса признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Уклонение от госрегистрации чревато налогом

В то же время арбитражные суды в федеральных округах нередко рассматривают дела о правомерности налогообложения не прошедших госегистрацию транспортных средств. Инициаторами судебного разбирательства выступают налоговые инспекции. Они квалифицируют действия налогоплательщиком как неправомерное уклонение от уплаты транспортного налога по причине занижения налоговой базы по этому налогу ввиду невключения в объект налогообложения транспортных средств, введенных в эксплуатацию, числящихся на балансе, но не прошедших государственную регистрацию в установленные законодательством сроки. И суды нередко принимают сторону налоговых инспекторов.

Так, в мотивировочной части постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.08.2011 № Ф03-2558/2011 по делу № А73-12291/2010 суд установил, что акционерное общество, эксплуатируя транспортные средства в 2007 г.— 42 единицы и в 2008 г. — 60 единиц, уклонилось от их госрегистрации в установленные сроки и, следовательно, также и от налогообложения, занижая налоговую базу за соответствующие налоговые периоды. Суд сделал следующий вывод: то обстоятельство, что транспортные средства в нарушение установленного порядка, закрепленного нормативным правовым актом Правительства РФ, не были зарегистрированы акционерным обществом, не может служить основанием для его освобождения от уплаты налога, пеней и штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ. Правомерность данного вывода подтверждена постановлением Президиума ВАС РФ от 07.06. 2012 г. № 14341/11 по делу № А73-12291/2010.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, поданном в ВАС РФ, общество просило их отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами положений главы 28 Кодекса. Аргумент: транспортные средства, используемые им исключительно в пределах горного отвода, не подлежат госрегистрации и в силу этого обстоятельства обложению транспортным налогом.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих на заседании представителей лиц, участвующих в деле, Президиум посчитал, что заявление общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Инспекцией и управлением вменено обществу неправомерное уклонение от уплаты транспортного налога в отношении 102 транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию в органах государственного технического надзора и числящихся в бухгалтерском учете и отчетности в качестве эксплуатируемых основных средств.

Используемые обществом в производственной деятельности вездеходы, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автопогрузчики, тягачи, буровая установка подлежат госрегистрации на основании постановления № 938. Следовательно, транспортные средства общества подлежат госрегистрации в органах государственного технического надзора и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом. Уклонение общества от совершения действий по госрегистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога.

Амортизация в налоговом и бухгалтерском учете

В силу п. 1 ст. 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Таким образом, постановка на баланс специально оборудованного транспортного средства регламентирована установленными правилами ведения бухгалтерского учета, а именно Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

В силу п. 4 ПБУ 6/01 в состав основных средств зачисляются предназначенные для использования в деятельности организации активы, отвечающие одновременно критериям п. 4 ПБУ 6/01, то есть, активы, составляющие экономическую базу организации. К ним относятся также предназначенные для использования, но не введенные в эксплуатацию транспортные средства, подлежащие госрегистрации в Госавтоинспекции.

Государственная регистрация транспортных средств означает допуск их к участию в дорожном движении.

По вопросу начисления амортизации необходимо обратить внимание, что согласно п. 21 ПБУ 6/01 начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств, включая транспортные средства, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

С учетом изложенного, начисление амортизации в отношении незарегистрированных в Гостехнадзоре специально оборудованных машин соответствует требованиям ПБУ 6/01.

Что касается налогового учета, амортизация начисляется только в отношении амортизируемого имущества, которым в соответствии со ст. 256 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании ст. 257 Кодекса под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Таким образом, в целях налогового учета подлежат амортизации используемые (введенные в эксплуатацию) транспортные средства. Это подтверждает письмо Минфина России от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303, из которого следует, что начислять амортизацию компания вправе до регистрации транспорта в ГИБДД с момента принятия объекта в состав основных средств с составлением акта по форме ОС-1.