Новая волна дорожных карт надвигается на бизнес

| статьи | печать

Важнейшей целью правительства на ближайшие пять лет является улучшение инвестиционного климата, заявил премьер Дмитрий Медведев на Красноярском экономическом форуме. Инструментом решения этой сложнейшей задачи стали дорожные карты по совершенствованию предпринимательского климата, новая волна которых будет рассматриваться Кабинетом министров в ближайшее время. Между тем бизнесмены, принимавшие участие в форуме, жаловались, что содержание уже утвержденных дорожных карт зачастую коренным образом отличается от текста, который был подготовлен ранее предпринимателями.

Дорожные карты по совершенствованию порядка подключения к энергосетям, получения разрешения на строительство, работы таможни, поддержки экспорта, регистрации собственности и обеспечению свободной конкуренции уже находятся на стадии реализации. «Поставленные цели сопровождаются показателями, как можно измерить их достижения. То есть мы получили управленческий механизм. Да, конечно, он не идеальный, но тем не менее в основе этого механизма лежит реальный общественный запрос, и этот механизм в целом работает», — подчеркнул глава Кабинета министров.

На подходе так называемая вторая волна дорожных карт. Она касается процедур регистрации предприятий, доступа малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с государственным участием, повышения качества регуляторной среды и совершенствования налогового администрирования.

По замыслу разработчика дорожных карт — Агентства стратегических инициатив (АСИ) — будет проводиться постоянный мониторинг их реализации. Причем он должен происходить путем опросов предпринимателей, потому что их оценка — главный индикатор улучшения инвестиционного климата.

В результате руководство России надеется к 2018 г. войти в двадцатку наиболее благоприятных для предпринимательской деятельности стран. Для этого предстоит улучшить практически все показатели делового климата. Премьер считает эту грандиозную задачу вполне выполнимой, поскольку по некоторым направлениям нашему государству удалось продвинуться в международном рейтинге Doing Business на 40—50 позиций буквально за один год.

«Сейчас очень важно найти консенсус между различными силами при утверждении дорожных карт, потому что по понятным причинам очень часто представления государственных структур и бизнеса расходятся», — заметил г-н Медведев. Задача правительства и госведомств — объединить их позиции.

Странные метаморфозы

К сожалению, пока процесс объединения подходов госструктур и предпринимателей при разработке дорожных карт, по мнению участников Красноярского экономического форума, выглядит противоречиво. С одной стороны, бизнесмены рады, что появилась новая площадка для обмена взглядами между чиновниками и предпринимателями, с другой — замечают удивительные метаморфозы, которые происходят с содержанием дорожных карт по пути от рабочих групп АСИ к правительству.

«Сегодня смело можно утверждать, что в том формате работы, который мы сейчас наблюдаем, наконец появились какие-то четкие, прозрачные инструменты для бизнеса, для того чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию в стране и на принятие ключевых решений. Важно отметить, что бизнес, как мы видим, активно включился в этот процесс по разработке, мониторингу дорожных карт», — полагает участник форума, директор компании «Строймонолит» Вячеслав Фомин.

Однако процесс утверждения текста дорожных карт в государственных ведомствах зачастую приводит к их радикальным изменениям. «Вы все знаете прекрасно, как проходит разработка дорожных карт, вы все в этом участвуете. Особенность состоит в том, что разработка ведется на площадке АСИ, а после этого карта передается в Минэкономразвития. Далее Минэкономразвития согласовывает это и передает в Правительство Российской Федерации, и по этой дороге с этой картой происходят зачастую удивительные вещи, то есть когда эта карта доходит, Дмитрий Анатольевич, до вас, там совсем не то, что разрабатывала рабочая группа», — констатировал в своем выступлении бизнесмен.

Содержание только что принятых дорожных карт после первого же мониторинга их реализации иногда уже нужно менять. «Что касается дорожной карты по строительству. Я участник рабочей группы по мониторингу дорожной карты, то есть она уже принята. Мониторинг начался в октябре, и за это время нами даны экспертные оценки по всем законопроектам, по всем пунктам дорожной карты. Но, к сожалению, только четыре из них положительные, все остальные отрицательные. И это оценки экспертов рабочей группы. И за это время и рабочая группа, и Мин­экономразвития пришли к консолидированному мнению, что дорожные карты, к сожалению, надо коренным образом корректировать», — сделал вывод директор ООО «СУ-33» Дмитрий Волков.

Причину столь печальной ситуации бизнесмен также видит в недостатках процесса утверждения дорожных карт. «Как раз корни кроются в том, что говорили коллеги. Я согласен, есть некие проблемы в коммуникации, которые надо ликвидировать, в том числе и за счет, видимо, каких-то организационных мероприятий. При этом мы точно не можем пожаловаться на отсутствие внимания к дорожным картам и к нашим предложениям. Речь идет именно об организационных вещах… Но там сложные вопросы обсуждаются. В некоторых пунктах дорожной карты по строительству, например, 18 пункт или третий: там тектонические изменения заложены огромные и экспертная работа, то есть к нам приходит законопроект, мы его читаем, мы должны понять, что туда товарищи заложили, и каким-то образом отреагировать. Иногда не получается полного взаимопонимания, нужна более контактная работа временами», — уверен Д. Волков.

Сбой в совместной работе предпринимательского сообщества и государственных органов происходит, по оценке директора ООО «НовоТрансЮг» Михаила Розенфельда, из-за разницы в длительности процессов обсуждения дорожных карт. «Я считаю, что коммуникация сейчас налажена — и с Агентством стратегических инициа­тив, и с Минэкономразвития. Я сам присутствовал на всех этих мероприятиях. Дело в том, что получается, что сама про­цедура в госструктуре проходит намного быстрее, чем сформируется мнение бизнеса, то есть там у нас есть определенный регламент», — заметил г-н Розенфельд.

Замечания лучше заочно

Чтобы избежать «случайной» потери важных аспектов в содержании дорожных карт, предприниматели обратились к председателю правительства с предложением: разрешить представителям бизнес-сообщества принимать участие в заседаниях Кабинета министров, посвященных этой теме.

Дмитрий Медведев выступил против того, чтобы бизнес ходил по аппарату правительства и согласовывал закорючки. «Это просто неправильно с технологической точки зрения, нерацио­нально, и никто на это никогда не пойдет. Мне нужно, чтобы вы верифицировали, что на входе, например, в аппарат правительства карта соответствует вашим ожиданиям, плюс-минус. Этого мне будет достаточно для того, чтобы эту карту или утверждать, или, допустим, сказать, что, к сожалению, прошли какие-то изменения, и я эту карту утверждать не буду», — по­обещал предпринимателям премьер.