Какие стратегии выбирают финансовые директора (CFO)

| статьи | печать

Сегодня, как никогда раньше, важно понимать и адекватно оценивать тенденции, перспективы развития рынков и быть готовыми к различным сценариям и их последствиям. Для этого необходимо активизировать стратегическое мышление, разрабатывать возможные альтернативные варианты будущего и при этом уметь быстро и гибко переходить с одного варианта на другой. Посмотрим, как оценка перспектив влияет на выбор стратегических приоритетов финансовых директоров (CFO) на примере среднего и крупного бизнеса Германии по результатам опроса международной консалтинговой компании «Делойт».

В опросе приняли участие 125 финансовых директоров компаний среднего и крупного бизнеса. Больше половины компаний (66%) с оборотом от 500 млн до 1 млрд евро, остальные 34% — с оборотом более 1 млрд евро. По отраслевой структуре доминирует перерабатывающая промышленность — 41% (см. рис. 1 и 2).

Оценка экономической ситуации и перспектив

Несмотря на обострение неопределенности экономической ситуации, большинство опрошенных CFO рассчитывают в 2013 г. на небольшой рост и увеличение числа занятых даже при росте издержек финансирования и ожидают при этом сокращения маржи:

  • 26% позитивно оценили экономические перспективы, 39% — негативно;
  • 21% оптимистично оценили финансовые перспективы своих компаний, 34% — пессимистично (полгода назад это соотношение было 28% к 16%);
  • 91% считают неопределенность экономической среды по меньшей мере выше средней, а значит, высоко, 2% — нормально и 7% — ниже среднего.

Из этого следует, что меньше половины CFO (47%) считают, что экономическое положение их компаний принципиально не изменится. А экстремально высокий уровень неопределенности (91%) указывает на то, что перспективы компаний зависят в первую очередь от развития экономической ситуации и политических решений.

По мнению экспертов, пессимизм финансовых директоров за год вырос. Об этом говорит существенное снижение их ожиданий почти по всем показателям компаний в течение 2013 г. (см. рис. 3). Результирующее значение (сальдо = оптимисты – пессимисты) практически равно 0. Единодушие CFO проявили лишь в одном — издержки финансирования вырастут. Большинство предполагают снижение денежного потока (cash flow). Возможности роста инвестиций и приема новых сотрудников оценили пессимистично. Эксперты считают, что перспективы к концу 2012 г. по сравнению с теми, что были в начале года, принципиально изменились — CFO ожидают трудные времена.

Стратегические приоритеты

Ситуация для выбора стратегии неоднозначная. С одной стороны, CFO положительно оценивают перспективы своих компаний, с другой — видят большую неопределенность. Чтобы подготовиться к переменам и выстоять в трудной ситуации, они выбирают оборонительную позицию, что и отражается на стратегическом планировании. Среди стратегических приоритетов на первом месте снижение издержек — 63%, им уделяется самое большое внимание. По сравнению с началом года значение этой стратегии выросло на 20%. Другая оборонительная стратегия — увеличение денежного потока (cash flow). За нее проголосовали 43% респондентов (см. рис. 4).

Вместе с тем компании обдумывают и наступательные стратегии, параллельно выстраивая стратегии роста. Среди них доминируют разработка и вывод на рынок новых продуктов и услуг (51%), за которыми следует завоевание новых рынков (32%). В значительно меньшей степени компании настроены на расширение инвестиционной деятельности или рост через приобретение компаний (рис. 4).

Для получения полной картины стратегических приоритетов сопоставимы наступательные стратегии (развитие новых продуктов/услуг, выход на новые рынки (экспансия), повышение инвестиционных расходов, рост через приобретение и слияния) и оборонительные стратегии (снижение затрат, повышение оперативного потока денежных средств, снижение уровня задолженности, продажа активов). В итоге — преобладание оборонительных стратегий. Компании стремятся выстоять в кризисе, приняв антикризисные меры, и поэтому предпочитают контролируемую оборону, выбирая осторожные стратегии. Они хотят целенаправленно расширять свои рыночные позиции, наращивать обороты и повышать число сотрудников. С этим и связано предотвращение рис­ков и предусмотрительная политика компаний.

А ведь еще в начале 2012 г. CFO были настроены более позитивно и к выбору стратегических приоритетов подходили осторожно. В качестве важнейших стратегий называли органический рост — 61%, развитие новых продуктов/услуг или выход на новые рынки — 47%, повышение оперативного потока денежных средств (cash flow) — 45% и снижение издержек — 43% (рис. 4а). Тогда тоже преобладали оборонительные стратегии по сравнению с наступательными.

Рынок слияний и поглощений CFO оценили неоднозначно. 50% опрошенных не ожидают никаких изменений, 41% полагают, что активность возрастет, а 9% — сократится. Полгода назад роста этого рынка ожидали 56% респондентов. Эксперты отмечают в этот раз более реалистичный подход финансистов к подобным сделкам. Их основная мотивация — доступ к новым рыночным сегментам (27%), международным рынкам и новым продуктам (рис. 5).

В инвестиционных планах по размещению производства немецких компаний преобладает Германия (61% опрошенных), 37% — Китай, 20—30% указывают на Западную и Восточную Европу, Азию, Индию и США.

Среди рисков, беспокоящих компании, важнейшими названы нестабильная финансовая система — 43%, слабый внутренний спрос в силу конъюнктурных колебаний и слабый спрос за границей — 37 и 36% соответственно. Однако больше всего CFO беспокоят структурные риски — рост издержек на энергию и недостаток специалистов (см. рис. 6).

Что же касается перспективы отраслей, больший приоритет снижению издержек отдается в потребительских товарах, телекоммуникациях/СМИ/информационных технологиях и обрабатывающей промышленности. Самыми оптимистичными относительно рынка сделок по приобретению компаний оказались недвижимость и производство потребительских товаров. Нестабильность финансовой системы ощущает прежде всего финансовый сектор, а слабый внутренний спрос — потребительские товары, для которых риск слабого спроса за границей так же опасен, как и для обрабатывающей промышленности.

Финансирование

Аналогичная ситуация складывается в основной сфере деятельности CFO. Их оценки условий финансирования, по мнению экспертов, оказались неожиданными и даже парадоксальными. Тем не менее они согласуются с перспективами бизнеса, осторожными и оборонительными стратегиями. С одной стороны, условия финансирования, что касается корпоративных облигаций (ссуд) и банковских кредитов, классифицируются как очень выгодные. С другой, — эти выгодные условия не используются, все усилия направлены на снижение рисков — экономия, несмотря на доступные кредиты. Эти два тренда в последние полгода проявились особенно четко.

На вопрос о возрастании значения внутренних источников финансирования для развития компаний почти одна треть рес­пондентов (29%) ответили положительно, большинство (65%) полагает, что здесь ничего не изменилось, и лишь 6% — отрицательно. Привлекательность же внешних источников финансирования очень высока и за последние полгода значительно выросла.

Большинство — 73% опрошенных — высказались за корпоративные облигации (сальдо 64%), за банковские кредиты — 57% (сальдо 44%). Акции и собственный капитал оцениваются также положительно, хотя значительно ниже первых двух источников (см. рис. 7).

Доступность и издержки кредитов CFO оценили как выгодные. Большинство — 54% (сальдо 39%) считают даже издержки по кредиту низкими, а вот доступность кредитов оценили неоднозначно, хотя и положительно (см. рис. 8). При этом высокая степень задолженности компаний воспринимается финансовыми директорами все же скептически. Правда, они не считают это поводом для беспокойства, полагая, что большинство компаний имеют соразмерный заемный капитал. И только четверть CFO придерживается другого мнения. Тем не менее большинство из них сокращает возросшую задолженность своих компаний, не желая в обозримом будущем идти на риски.

Несмотря на выгодные условия заемного финансирования, стратегическая цель финансирования компаний — снижение уровня задолженности, рисков и их предотвращение. Иными словами, осторожность — сегодня высший приоритет финансового менеджмента. Как уже отмечалось, тенденция к сокращению уровня задолженности сохранилась — многие компании хотят ее сократить, хотя некоторые планируют и увеличить (см. рис. 9). Желание предотвратить риски отчетливо выявилось в ответе на вопрос, считают ли CFO сегодня возможным идти на большие балансовые риски. Подавляющее большинство — 90% — не разделили эту точку зрения, хотя в начале 2012 г. таких директоров было меньше — 83%.

По отраслям ситуация складывается неоднозначно. Доступность кредитов пессимистично оценили компании, занимающиеся недвижимостью, и они готовы идти на балансовые риски. Обрабатывающая промышленность, энергетика, технологии, СМИ и телекоммуникации очень осторожны относительно таких рисков.

Результаты опроса также показали, что для развития компаний наряду со снижением издержек важна стратегическая гибкость и инвестиционная активность по развитию новых продуктов и услуг. Главное — хорошо подготовиться и иметь стратегический выбор на случай улучшения экономической ситуации, что может произойти очень быстро.