Россияне будут покупать телефоны реже, но дороже

| статьи | печать

Рост объемов продаж сотовых телефонов в количественном выражении в текущем году может остановиться. При этом в денежном выражении этот сегмент розничной торговли продолжит увеличиваться. Опережающий рост рынка в денежном выражении связан с ростом продаж более сложных девайсов, прежде всего смартфонов. Так, в III квартале прошлого года продажи смартфонов, которые занимают почти треть российского рынка мобильных телефонов, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли на 60%.

Как сообщила группа компаний «Связной» со ссылкой на данные GFK, в 2012 г. в России было продано 40 млн мобильных телефонов, что на 5% больше, чем в 2011 г. При этом в денежном выражении объем рынка за прошлый год увеличился значительно больше — на 18% до 195 млрд руб.

Опережающий рост рынка в денежном выражении в сравнении с количественным участники рынка связывают с ростом продаж более сложных девайсов, прежде всего смартфонов. По оценке отдела розницы компании МТС, в III квартале 2012 г. средняя рыночная цена продаваемых мобильных устройств выросла на 13,5% относительно аналогичного перио­да 2011 г. и на 3,2% — относительно II квартала 2012- го — до 4700 руб. Вместе с ценой телефонов растет и средний срок их использования.

Всего за июль — сентябрь в России было продано 3,4 млн смартфонов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года продажи смартфонов выросли на 60% и на 40% — в сравнении с II кварталом 2012 г. При этом доля смартфонов в общем количестве проданных мобильных телефонов по итогам III квартала 2012 г. составила 29%.

В денежном выражении объем рынка смартфонов в июле — сентябре составил 36,1 млрд руб., что на 60% больше в сравнении с аналогичным периодом позапрошлого года и на 35% больше по сравнению с II кварталом прошлого года. На долю смартфонов в денежном выражении пришлось 66% рынка мобильных телефонов (48% в III квартале 2011 г., 64% в II квартале 2012 г.).

Средняя рыночная цена смартфонов в III квартале 2012 г. увеличилась на 0,5% относительно аналогичного перио­да 2011 г. и на 0,7% — по сравнению с II кварталом прошлого года — до 10 700 руб. По предварительной оценке J’son & Partners Consulting, за последние четыре года средняя стои­мость смартфона в России снизилась в полтора раза и по итогам 2012 г. составила 328 долл. При этом существенно расширился ассортимент и увеличились продажи устройств стоимостью до 200 долл.

Мобильный интернет-трафик растет

«Рынок телефонов в России продолжает расти, в первую очередь за счет смартфонов. Этот тренд находит отражение и в операторском бизнесе — темпы роста объемов мобильного дата-трафика соизмеримы с динамикой развития рынка смартфонов. Потребляемый трафик данных в мобильных сетях растет примерно в 1,5 раза ежеквартально в течение последнего года», — прокомментировал статистику вице-президент МТС по продажам и обслуживанию Вадим Савченко.

По оценкам J’son & Partners Consulting, суммарная аудитория мобильного интернет-доступа на конец 2012 г. составила около 40 млн пользователей. На текущий момент проникновение мобильного интернет-доступа в России приблизительно в два раза превышает аналогичный показатель в среднем в мире, при этом уступает значению показателя для ряда стран Западной Европы, США, Японии и Южной Кореи.

Пока большая часть абонентов мобильного интернет-доступа в России выходит в сеть с обычных мобильных телефонов. Однако, по мнению J’son & Partners Consulting, в следующие несколько лет именно смартфоны и планшетные ПК внесут наиболее значительный вклад в рост абонентской базы и трафика мобильной передачи данных.

Как подсчитали в компании, по итогам 2012 г. активная абонентская база пользователей мобильного интернет-доступа на смартфонах выросла на 88% относительно итогов 2011 г. и составила 22,5 млн абонентов (около 34% абонентов мобильной передачи данных с мобильных устройств). При этом общий наличный парк смартфонов составляет, по оценкам аналитиков, 27,2 млн устройств. Таким образом, около 80% обладателей смартфонов являются абонентами мобильного доступа.

Для сравнения: количество абонентов, использующих для выхода в Интернет планшетный ПК, пока не так невелико — 2,5 млн, что эквивалентно 4% абонентов передачи данных с мобильных устройств, или 71% всех пользователей планшетных ПК.

По прогнозам J’son & Partners Consulting, суммарный российский трафик мобильной передачи данных в ближайшие годы будет активно расти и к концу 2016 г. достигнет 3160 петабайт, увеличившись в шесть раз по сравнению с итогами 2012 г. Строя прогнозы, эксперты учитывали, что в ходе опроса, проведенного J’son & Partners Consulting в октябре 2012 г., 43% пользователей смартфонов заявили, что планируют проводить больше времени в Сети в следующем году.

Операторы заработают на приложениях

По словам В. Савченко, рост проникновения смартфонов в сети оператора оказывает влия­ние не только на рост потреб­ления Интернета, но и дополнительных услуг в принципе, в первую очередь, через мобильные приложения. Так, МТС увеличила выручку от услуг на базе мобильных приложений почти на 80% в III квартале 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

По оценке Nielsen, в среднем владелец смартфона в России использует 12 приложений минимум раз в месяц (смартфоны с сенсорным экраном — 13). Однако, несмотря на растущий интерес, российские потребители предпочитают пользоваться приложениями, доступными бесплатно. Лишь 16% респондентов покупают приложения для своих телефонов.

«Интерес потребителей к электронным девайсам открывает широкие перспективы не только для производителей, но и для ретейлеров, операторов или разработчиков приложений. Тенденция вполне понятна: потребители используют смартфоны и другие устройства, чтобы получить доступ к целому спектру новых возможностей помимо собственно связи. Задача игроков этого рынка — идти в ногу со временем и стараться использовать этот новый канал связи с потребителем», — отметила Екатерина Петрова, руководитель телеком-практики, «Nielsen Россия».

Вместе с тем динамично развивается мобильный шопинг. Наиболее популярные виды мобильной активности, связанной с покупкой товаров и услуг, — это поиск и анализ информации, будь то чтение отзывов других потребителей (39%), поиск товаров в Интернете (33%), использование сервисов, связанных с определением местоположения (27%), или сравнение цен для осуществления покупок в традиционном магазине (22%). Однако только 12% владельцев смартфонов совершали покупки непосредственно с помощью своих телефонов.

«Мы видим, что у мобильного шопинга в России есть большой потенциал для роста: потребитель активно использует электронные устройства для поиска и обмена информацией, однако лишь небольшой процент владельцев смартфонов в России готов использовать его как полноценный инструмент для совершения покупок. Сегодня наиболее активными являются потребители от 25 до 34 лет, поэтому производителям и рознице целесообразно сфокусировать свое внимание именно на этой возрастной группе», — пояснила Е. Петрова.

Эксперты считают, что рост объемов продаж сотовых телефонов в количественном выражении в текущем году может остановиться. При этом в денежном выражении благодаря расширению доли смартфонов рост рынка продолжится. По оценкам МТС, в ближайшие два года доля пользователей смартфонов среди абонентов компании в России может утроиться и достичь 60%. По прогнозам J’son & Partners Consulting, продажи смартфонов в 2015 г. составят 5,8 млн устройств.

То, что российский рынок смартфонов еще далек от насыщения, подтверждает мировая статистика. По предварительной оценке J’son & Partners Consulting, в целом за прошлый год в РФ реализовано 12,6 млн смартфонов. Таким образом, российский рынок смартфонов превысил суммарные продажи ноутбуков/нетбуков и персональных ПК в натуральном выражении. Последних в 2011 г. в России было реализовано около 11,3 млн штук, причем в 2009—2011 гг. темп роста продаж ноутбуков и настольных ПК в России и мире значительно уступал аналогичному показателю для смартфонов. По оценкам Gartner, мировые продажи смартфонов превысили продажи ноутбуков и настольных компьютеров еще в середине 2011 г.

Эксперты также подсчитали, что доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов в России ниже, чем в среднем по миру, при этом темп прироста показателя в 2011—2012 гг. опережает среднемировой.

Небольшое отставание России по доле смартфонов в общих продажах мобильных телефонов от среднемирового значения аналитики объяснили в первую очередь слабой развитостью на текущий момент в стране схем субсидирования покупки смартфона со стороны операторов мобильной связи и относительно низкой долей операторов на рынке продаж мобильных телефонов и смартфонов.

«Фактически, на протяжении последних нескольких лет можно наблюдать интересную тенденцию: по удельной доле продаж смартфонов в общих продажах мобильных телефонов Россия отстает от среднемирового значения показателя ровно на один год», — говорится в отчете J’son & Partners Consulting. По подсчетам аналитиков, среднемировой показатель стабильно увеличивается на 9—10 п.п. в год. Учитывая, что в ряде стран на текущий момент доля продаж смартфонов составляет до 50—60% и выше, можно ожидать, что в ближайшие несколько лет столь высокие темпы прироста среднемирового показателя сохранятся. Вслед за глобальным будет расти и российский рынок.

Продажи телефонов в России


млн шт.

млрд руб.

2011

38

165

2012

40

195

Источник: «Связной», GFK

Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов, %


Россия

мир

2010 г.

11

19

2011 г.

20

31

2012 г.

30

39

Источник: J’son & Partners Consulting, IDC, Gartner