При потере жилья в результате стихий государственных компенсаций может не быть

| статьи | печать

Экспертное управление администрации Президента РФ рекомендует в будущем прекратить практику выплаты компенсаций пострадавшим, которые могли застраховать свои риски, но не сделали этого. Об этом сообщает агентство «Прайм» со ссылкой на начальника экспертного управления администрации Президента РФ Ксению Юдаеву. Сотрудники управления разработали меры по развитию финансового рынка в России, среди которых содержится следующий пункт: «отказ от практики безусловных выплат пострадавшим за счет бюджетов в том случае, где возможно страхование рисков». Страхование рисков, стоит заметить, возможно почти всегда.

В случае принятия рекомендованных специалистами решений, сельские жители, не застраховавшие свой дом и лишившиеся его вследствие лесного пожара, не смогут рассчитывать на какую-либо компенсацию ущерба со стороны государства. Разработчики считают, что такие меры помогут формированию «длинных денег» в экономике благодаря повышению спроса на страховые продукты.

В настоящее время за ущерб, нанесенный стихией, расплачивается в основном государство — это особенно наглядно показало наводнение в Крымске, случившееся в ночь на 7 июля 2012 г. По оценке администрации Краснодарского края, экономический ущерб от разгула стихии составил более 20 млрд руб. Единовременную материальную помощь от государства в размере 10 000 руб. получили 60 400 жителей области, выплаты за полностью или частично утраченное имущество в размере 150 000 руб. получили 33 960 граждан. Деньги на восстановление жилых домов и выплаты компенсаций были взяты из федерального бюджета и бюджета края. Хотя практически все крупные страховщики также оказались привлечены к возмещению убытков, на долю их совокупных выплат пришлось менее 1 млрд руб. по договорам страхования. Еще 200 млн руб. государство «уговорило» страховщиков выплатить в порядке гуманитарной помощи.

Эксперты управления отмечают, что наряду с отказом от государственных выплат следует ужесточить контроль за страховыми компаниями, особенно в области выполнения выплатных обязательств. Пока данные предложения находятся на стадии обсуждения и не прошли согласование в правительстве, подчеркнула К. Юдаева. Однако стоит заметить, что госбюджет давно ищет способы избавиться от «стихийных» ущербов. Дмитрий Медведев, бывший во время катастрофы в Крымске Президентом РФ, сразу после нее неоднократно говорил о необходимости введения обязательного страхования жилья.

Однако введение нового вида обязательного страхования по всей стране — дело сложное. Во-первых, для малообеспеченных семей (а это как минимум две трети населения страны) такое страхование создаст дополнительную болезненную нагрузку на домашний бюджет. Во-вторых, для введения такого вида страхования надо менять Гражданский кодекс, а потом как-то отслеживать выполнение россиянами новых правил.

К тому же в зоне высокого риска стихийных бедствий живет всего 10—15% населения России — за что же страдать остальным? Поэтому от введения обязательного страхования «в верхах» пока отказались и взамен намерены стимулировать страхование добровольное. «Пряником» в этом начинании служит пресловутый «контроль за страховыми компаниями», а «кнутом» — отказ от выплат компенсаций из бюджета. Если при следующем гипотетическом наводнении выплаты по ущербу получат только те, кто застраховал свое имущество, это мотивирует страховаться всех остальных, считают эксперты.

Сработает ли этот расчет или граждане предпочтут надеяться на авось, а государство, как всегда, предпочтет заплатить, чтобы не доводить до социального взрыва? На совещании в Сочи, куда на прошлой неделе летал Президент РФ Владимир Путин, ответа на этот вопрос дано не было. Зато было объявлено, что к 2015 г. будет завершен пятимиллиардный проект по расчистке берегов рек и дноуглублению, который должен раз и навсегда защитить Крымский район от самого разрушительного паводка. Так что в следующий раз рванет где-нибудь в другом месте.