В международном рейтинге восприятия коррупции за 2012 г., который ежегодно делает Transparency International, наша страна опять оказалась среди самых отсталых государств — на 133-м месте рядом с Угандой и Гондурасом. Правда, в нынешнее исследование не успели попасть результаты громких антикоррупционных дел, связанных с Минобороны и Роскосмосом. Эксперты подчеркивают, что сейчас в России стал очевидным общественный запрос на борьбу с коррупцией, а значит, есть шансы, что эта борьба станет системной.
Ежегодный Индекс восприятия коррупции (ИВК), который составляет Transparency International (TI), основан на данных опроса экспертов и представителей деловых кругов различных государств. Индекс за 2012 г. ранжирует страны мира по шкале от 0 до 100 баллов, причем ноль означает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — наименьший.
В 2012 г. аналитики TI изменили методику составления индекса, поскольку ранее его результаты за прошлые периоды было невозможно использовать для сравнения с итогами текущего года, то есть для оценки прогресса в области противодействия коррупции.
Для России новая методика особенно актуальна, поскольку накануне публикации очередного ИВК в стране начались события, которые одни граждане считают «долгожданной настоящей борьбой с коррупцией», а другие — «очередной кратковременной кампанией». Зафиксировав положение нашей страны в ИВК-2012, эксперты рассчитывают, что в следующем году индекс поможет оценить объективные результаты развертывающихся сейчас громких антикоррупционных дел.
Самые высокие позиции в рейтинге TI за 2012 г. разделили Дания, Финляндия и Новая Зеландия, набравшие по 90 баллов благодаря развитым системам обеспечения доступа к информации, а также строгим правилам, регулирующим деятельность лиц, занимающих государственные должности.
Афганистан, Северная Корея и Сомали снова оказались на самых низких ступенях рейтинга. В этих государствах практически отсутствует подотчетность государственных служащих населению, а эффективность госинститутов крайне слаба.
Интересно отметить, что в число стран, показавших невысокие результаты ИВК, вошли государства еврозоны, в наибольшей степени пострадавшие от финансового и экономического кризиса. То есть еще раз подтверждается взаимосвязь коррупции с трудностями экономического развития.
Россия заняла в Индексе восприятия коррупции скромное 133-е место среди 174 возможных, набрав 28 баллов. Рядом с нами с такими же показателями расположились Гондурас, Коморы, Гайана, Иран и Казахстан.
Наша страна также оказалась ниже всех стран БРИКС, не говоря уже о государствах «Большой двадцатки» и G-8.
Вместе с тем, по словам руководителя российского центра Transparency International Елены Панфиловой, у нас явно появился общественный запрос на борьбу с коррупцией. Это чувствуется по многим признакам, в частности, количество граждан, которые обращаются в Transparency International с предложением помочь в работе российского подразделения, за последние полтора года выросло буквально на порядок.
В этих условиях власти нашей страны просто вынуждены начать борьбу с коррупцией, подталкиваемые общественным мнением. Это давление особенно очевидно со стороны формирующегося среднего класса и молодого поколения, выросшего в постсоветском обществе и не желающего мириться с произволом и коррупцией властей.
Похожие процессы сегодня идут во многих странах мира, подчеркивают эксперты TI. В прошлом году растущая волна общественного возмущения коррупцией в государственных органах вынудила нескольких лидеров покинуть свои посты.
«Тема коррупции находилась в центре внимания в течение всего года, поэтому мы ожидаем, что правительства многих стран займут более жесткую позицию по вопросам злоупотреблений должностными полномочиями, — заявила председатель правления TI г-жа Угетт Лабелль. — Результаты Индекса восприятия коррупции за 2012 г. показывают, что обществу по-прежнему приходится оплачивать высокие издержки, вызываемые коррупцией».
«Наиболее развитые страны должны стать примером для остальных государств мира не только по своим экономическим показателям, но и по мерам обеспечения полной прозрачности своих государственных институтов и подотчетности своих лидеров, — уверен исполнительный директор TI Кобус де Свардт. — Это крайне важно, поскольку именно институты этих стран играют значительную роль в предотвращении роста коррупции в глобальном масштабе».
Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index) в 2012 г.
|
Страна |
Значение индекса |
Место |
|
Финляндия |
90 |
1 |
|
Новая Зеландия |
90 |
1 |
|
Дания |
90 |
1 |
|
Швеция |
88 |
4 |
|
Сингапур |
87 |
5 |
|
Швейцария |
86 |
6 |
|
Норвегия |
85 |
7 |
|
Австралия |
85 |
7 |
|
Нидерланды |
84 |
9 |
|
Канада |
84 |
9 |
|
Исландия |
82 |
11 |
|
Люксембург |
80 |
12 |
|
Германия |
79 |
13 |
|
Гонконг |
77 |
14 |
|
Барбадос |
76 |
15 |
|
Бельгия |
75 |
16 |
|
Великобритания |
74 |
17 |
|
Япония |
74 |
17 |
|
США |
73 |
19 |
|
Уругвай |
72 |
20 |
|
Чили |
72 |
20 |
|
Франция |
71 |
22 |
|
Багамы |
71 |
22 |
|
Сент-Люсия |
71 |
22 |
|
Ирландия |
69 |
25 |
|
Австрия |
69 |
25 |
|
Катар |
68 |
27 |
|
ОАЭ |
68 |
27 |
|
Кипр |
66 |
29 |
|
Ботсвана |
65 |
30 |
|
Испания |
65 |
30 |
|
Эстония |
64 |
32 |
|
Пуэрто-Рико |
63 |
33 |
|
Португалия |
63 |
33 |
|
Бутан |
63 |
33 |
|
Сент-Винсент и Гренадины |
62 |
36 |
|
Словения |
61 |
37 |
|
Тайвань |
61 |
37 |
|
Кабо-Верде |
60 |
39 |
|
Израиль |
60 |
39 |
|
Доминика |
58 |
41 |
|
Польша |
58 |
41 |
|
Маврикий |
57 |
43 |
|
Мальта |
57 |
43 |
|
Южная Корея |
56 |
45 |
|
Венгрия |
55 |
46 |
|
Бруней |
55 |
46 |
|
Коста-Рика |
54 |
48 |
|
Литва |
54 |
48 |
|
Руанда |
53 |
50 |
|
Грузия |
52 |
51 |
|
Сейшельские о-ва |
52 |
51 |
|
Бахрейн |
51 |
53 |
|
Чешская Республика |
49 |
54 |
|
Малайзия |
49 |
54 |
|
Турция |
49 |
54 |
|
Латвия |
49 |
54 |
|
Куба |
48 |
58 |
|
Намибия |
48 |
58 |
|
Иордания |
48 |
58 |
|
Оман |
47 |
61 |
|
Словакия |
46 |
62 |
|
Хорватия |
46 |
62 |
|
Гана |
45 |
64 |
|
Лесото |
45 |
64 |
|
Румыния |
44 |
66 |
|
Саудовская Аравия |
44 |
66 |
|
Кувейт |
44 |
66 |
|
ЮАР |
43 |
69 |
|
Бразилия |
43 |
69 |
|
Македония |
43 |
69 |
|
Италия |
42 |
72 |
|
Босния и Герцеговина |
42 |
72 |
|
Сан-Томе и Принсипи |
42 |
72 |
|
Болгария |
41 |
75 |
|
Тунис |
41 |
75 |
|
Черногория |
41 |
75 |
|
Либерия |
41 |
75 |
|
Шри-Ланка |
40 |
79 |
|
Сербия |
39 |
80 |
|
Тринидад и Тобаго |
39 |
80 |
|
Китай |
39 |
80 |
|
Ямайка |
38 |
83 |
|
Панама |
38 |
83 |
|
Перу |
38 |
83 |
|
Буркина-Фасо |
38 |
83 |
|
Сальвадор |
38 |
83 |
|
Суринам |
37 |
88 |
|
Свазиленд |
37 |
88 |
|
Марокко |
37 |
88 |
|
Тайланд |
37 |
88 |
|
Замбия |
37 |
88 |
|
Малави |
37 |
88 |
|
Сенегал |
36 |
94 |
|
Бенин |
36 |
94 |
|
Молдова |
36 |
94 |
|
Индия |
36 |
94 |
|
Колумбия |
36 |
94 |
|
Монголия |
36 |
94 |
|
Греция |
36 |
94 |
|
Джибути |
36 |
94 |
|
Габон |
35 |
102 |
|
Танзания |
35 |
102 |
|
Аргентина |
35 |
102 |
|
Мексика |
34 |
105 |
|
Филиппины |
34 |
105 |
|
Боливия |
34 |
105 |
|
Армения |
34 |
105 |
|
Косово |
34 |
105 |
|
Гамбия |
34 |
105 |
|
Мали |
34 |
105 |
|
Алжир |
34 |
105 |
|
Нигер |
33 |
113 |
|
Восточный Тимор |
33 |
113 |
|
Албания |
33 |
113 |
|
Гватемала |
33 |
113 |
|
Эфиопия |
33 |
113 |
|
Мадагаскар |
32 |
118 |
|
Эквадор |
32 |
118 |
|
Доминиканская Республика |
32 |
118 |
|
Индонезия |
32 |
118 |
|
Египет |
32 |
118 |
|
Республика Беларусь |
31 |
123 |
|
Мавритания |
31 |
123 |
|
Сьерра-Леоне |
31 |
123 |
|
Мозамбик |
31 |
123 |
|
Вьетнам |
31 |
123 |
|
Ливан |
30 |
128 |
|
Того |
30 |
128 |
|
Кот-д’Ивуар |
29 |
130 |
|
Никарагуа |
29 |
130 |
|
Уганда |
29 |
130 |
|
Коморы |
28 |
133 |
|
Россия |
28 |
133 |
|
Гондурас |
28 |
133 |
|
Гайана |
28 |
133 |
|
Иран |
28 |
133 |
|
Казахстан |
28 |
133 |
|
Кения |
27 |
139 |
|
Пакистан |
27 |
139 |
|
Нигерия |
27 |
139 |
|
Азербайджан |
27 |
139 |
|
Непал |
27 |
139 |
|
Камерун |
26 |
144 |
|
Бангладеш |
26 |
144 |
|
Украина |
26 |
144 |
|
Республика Конго |
26 |
144 |
|
Сирия |
26 |
144 |
|
Центрально-Африканская республика |
26 |
144 |
|
Папуа — Новая Гвинея |
25 |
150 |
|
Эритрея |
25 |
150 |
|
Парагвай |
25 |
150 |
|
Гвинея-Бисау |
25 |
150 |
|
Кыргызстан |
24 |
154 |
|
Гвинея |
24 |
154 |
|
Йемен |
23 |
156 |
|
Камбоджа |
22 |
157 |
|
Таджикистан |
22 |
157 |
|
Ангола |
22 |
157 |
|
Лаос |
21 |
160 |
|
Ливия |
21 |
160 |
|
Конго |
21 |
160 |
|
Зимбабве |
20 |
163 |
|
Экваториальная Гвинея |
20 |
163 |
|
Гаити |
19 |
165 |
|
Бурунди |
19 |
165 |
|
Чад |
19 |
165 |
|
Венесуэла |
19 |
165 |
|
Ирак |
18 |
169 |
|
Туркменистан |
17 |
170 |
|
Узбекистан |
17 |
170 |
|
Мьянма |
15 |
172 |
|
Судан |
13 |
173 |
|
Афганистан |
8 |
174 |
|
Северная Корея |
8 |
174 |
|
Сомали |
8 |
174 |
Источник: Transparency International
