Сколько раз нужно платить за одни и те же отходы

| статьи | печать

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в виде хранения отходов вносится однократно за отчетный период и не подлежит повторному (многократному) внесению за те же отходы в течение всего периода их хранения. К такому выводу Президиум ВАС РФ пришел в постановлении от 27.11.2012 № 3281/12.

Суть дела

Управление Росприроднадзора провело проверку общества на предмет соблюдения природоохранного законодательства. Проверка показала, что буровой шлам, образовавшийся при бурении скважин в 2008 г. и в II квартале 2010 г., хранился в трех шламовых амбарах. При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду была внесена обществом однократно, соответственно в 2008 и 2010 гг.

Из представленных обществом расчетов платы следует, что за период с II квартала 2009 г. по II квартал 2010 г. буровой шлам на хранении не находился, оплата за негативное воздействие на окружающую среду не производилась. На конец IV квартала 2010 г. более 5 т бурового шлама хранилось в шламовых амбарах. Но в расчете платы за IV квартал 2010 г. общество этот факт не отразило и не начислило плату за этот период.

Управление обязало общество внести плату за размещение (хранение) отходов (бурового шлама) за названные периоды и тем самым устранить допущенные нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Но общество не считало, что допустило нарушения. По мнению природопользователя, достаточно однократного внесения платы за хранение отходов за тот период, в котором они образовались и размещены в шламовых амбарах. Спор перешел в судебную плоскость.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции отказал природопользователю. Обосновывая свое решение, судьи руководствовались ст. 3, 16, 34, 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ), ст. 21, 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), п. 1—6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия1 (далее — Порядок определения платы), п. 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — приказ № 557). И по мнению суда, общество, негативно воздействующее на окружающую среду при хранении отходов, обязано вносить плату за каждый квартал, в котором отходы хранились.

Апелляция не согласились с таким подходом: решение суда первой инстанции было отменено, требования общества удовлетворены, оспариваемые предписания признаны незаконными. Апелляционный суд, сославшись на Порядок заполнения раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления» (утвержден приказом Рос­технадзора от 05.04.2007 № 204, далее — приказ № 204), сделал вывод, что плата за негативное воздействие за окружающую среду подлежит внесению однократно за отчетный период и не подлежит повторному (многократному) внесению за те же отходы в течение всего периода их хранения в месте размещения. С этим выводом согласился и суд кассационной инстанции.

Управление обратилось с заявлением о пересмотре постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора в ВАС РФ.

Позиция ВАС РФ

Судебная коллегия, обосновывая необходимость передачи дела в Президиум ВАС РФ, обратила внимание на два момента (Определение от 07.06.2012 № ВАС-3281/12). Первый касается экономической сути взимаемых платежей, второй — подходов к порядку их взимания, сложившихся в арбитражной практике

Размещение отходов отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду (п. 2 ст. 16 Закона № 7-ФЗ). Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ размещение отходов — это хранение и захоронение отходов, а хранение отходов предполагает их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования. То есть хранение представляет собой длящийся процесс, который начинается с момента помещения отходов в объекты хранения и заканчивается моментом их захоронения (обезвреживания, использования). В течение этого процесса происходит негативное воздействие на окружающую среду, которое в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ является платным.

Пунктом 1 приказа № 557 установлен срок внесения соответствующих платежей: по итогам отчетного периода — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал (п. 2 приказа № 557). Порядок определения платы и соответствующие нормативы предусмотрены постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632.

Названные платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от негативного воздействия на окружающую среду, носят компенсационный характер и устанавливаются на основе принципа эквивалентности исходя из вида и объема негативного воздействия (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа, осуществляющий свою деятельность на основании лицензии.

Что касается судебно-арбитражной практики по аналогичным делам, на уровне федеральных окружных судов существует два подхода.

В первом случае окружные суды исходя из принципа платности негативного воздействия на окружающую среду полагают, что такая плата взимается с хозяйствующих субъектов в течение всего периода хранения отходов.

Во втором случае суды, руководствуясь Порядком заполнения раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления», утвержденного приказом № 204, считают, что соответствующая плата вносится однократно в момент размещения отходов. Но, по мнению тройки судей, приказ № 204 не является основанием взимания и расчета платы, а служит исключительно для целей ведения отчетности. Эта ремарка в определении наводила на мысль, что у природопользователя мало шансов выиг­рать дело.

Однако Президиум ВАС РФ отказал управлению Росприроднадзора и оставил без изменения постановления апелляционного суда и кассационного судов, принятые в пользу природопользователя. Ознакомиться с правовой позицией ВАС РФ, призванной сформировать единообразный подход в толковании и применении норм права по вопросу порядка внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду путем размещения отходов, можно будет после изготовления окончательного текста постановления Президиума.

1 Утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632.