Замыкание в законодательстве

| статьи | печать

Преобразование электроэнергетики тормозится из-за отсутствия законодательного обеспечения. Такое мнение высказали на пресс-конференции, посвященной отраслевой реформе, председатель Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации Михаил Одинцов и его заместитель Виктор Межевич.

В 2003 году был принят законодательный пакет, ставший основой реформирования электроэнергетики России. Происходящие на его основе изменения в отрасли можно разделить на две части: структурную и законодательную. И если структурная перестройка энергетики идет полным ходом, то законодательная база явно отстает от происходящего и тормозит процесс реорганизации отраслевого рынка.

В этом году заработал оптовый сектор свободной торговли электроэнергией, что большинство участников рынка восприняли как явный плюс. И сейчас все ждут введения розничного сегмента. Но для этого необходимо подготовить нормативно-правовую базу, регламентирующую весь процесс. Ведь очевидно, что каждый шаг реформирования должен опираться на четкую правовую норму.

Параллельно с пакетом законов два года назад правительством был утвержден План мероприятий по реформированию электроэнергетики (Распоряжение №865-р от 27 июня 2003 г.), который постоянно корректировался. Последние изменения в него были внесены еще в апреле этого года, но выпущенные нормативные акты министерств и ведомств так и не нашли отражения в официальном плане реформы.

Сенаторов всерьез беспокоит, что ряд базовых документов (постановлений и распоряжений правительства) не работают из-за того, что до сих пор не утверждены. В частности, это касается изменений правил оптового рынка электроэнергии и мощности переходного периода, правил функционирования розничного рынка электроэнергии в переходный период, антимонопольного регулирования. Кроме того, по их мнению, в законодательстве отсутствуют принципы функционирования инвестиционной политики частных компаний, нет определения термина «переходный период» и четкого разграничения между потенциально рыночными и естественно-монопольными секторами отрасли. Несформированная законодательная основа тормозит дальнейшие преобразования в электроэнергетике.

Виктор Межевич, член Совета Федерации от Иркутской области, надеется, что хотя бы к апрелю будущего года (по плану — к 1 января 2006 г.) произойдет разделение электроэнергетики на конкурентную и монопольную части с соответствующей нормативно-правовой базой. По его мнению, самый важный документ, который необходимо принять как можно быстрее, — правила розничного рынка, определяющие статус гарантированного поставщика и границы его деятельности, так как, не имея четких рамок договорных отношений с поставщиками электроэнергии, потребителям невозможно планировать собственную хозяйственную деятельность. Риски для предприятий в этом случае сильно увеличиваются.

Но министерства и ведомства не торопятся с согласованием необходимых документов, мотивируя это «особой тщательностью их проработки». А регионам остается только догадываться, каким образом в следующем году будет функционировать рынок электроэнергии.

К сведению

В правительстве готовится проект постановления, устанавливающий социальную норму потребления электроэнергии для населения. По предварительным данным, она будет составлять 50—70 кВт•ч на человека в месяц. В этих границах сохранится низкий тариф. Сверх нормы электроэнергия будет оплачиваться по экономически обоснованному тарифу, выставленному поставщиком исходя из себестоимости.