Политики нет. Выбросов — cколько угодно

| статьи | печать

Как в условиях рыночной экономики заставить собственников сокращать вредные выбросы и в каком ключе необходимо менять экологическое законодательство?

Ослабление функций Ростехнадзора, который после административной реформы разделился на несколько ведомств, не позволяет государственным органам осуществлять необходимый экологический контроль. А затянувшаяся законодательная «неясность» в этом вопросе заставляет бизнес все больше проявлять инициативу. К такому выводу пришли участники «круглого стола» «Инновации в экологию», организованного аналитическим центром журнала «Эксперт».

По словам замначальника Управления мониторинга загрязнения окружающей среды Росгидромета Джумшида Джангирова, до сих пор в России велось наблюдение за 35веществами, загрязняющими окружающую среду. В Европе и США их отслеживают всего 7, что значительно сокращает затраты на мониторинг. Вслед за ними и у нас разрабатывается нормативная база, сокращающая число контролируемых веществ.

Большинство бизнесменов одобряют грядущие изменения. Тем более что сейчас полноценно выбросы никто не отслеживает.

Представитель крупнейшего металлургического холдинга «РУСАЛ» Максим Епифанцев предлагает оставить государству единственную функцию — стимулирование бизнеса к инвестициям в экологические программы. Например, путем возврата выплат за загрязнения, перечисляемые предприятиями в бюджет. Тем самым, по мнению М. Епифанцева, у них появится возможность проводить экологические мероприятия и внедрять современные технологии (цена вопроса в масштабах страны 720 млн дол.).

Что же такое «наиболее совершенные технологии»,внедрение которых сейчас пытаются узаконить на самом высоком уровне? По существу это некие разработки, минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду. Предприятиям предлагается использовать их в обязательном порядке (механизм был применен в Евросоюзе10—15 лет назад). Но не все, что работает в Европе, хорошо для наших условий, считает представитель «СУАЛ-холдинга» Елена Лебедева. Само понятие «наилучшее технологическое достижение» очень расплывчато. Например, наилучшей технологией переработки алюминия в мире считается электролиз на обожженных анодах. Но в условиях растущих тарифов на электроэнергию в России он становится абсолютно нерентабельным. Поэтому проблему необходимо решать индивидуально, основываясь на конкретных условиях каждого предприятия.

По мнению президента «НП Алюминий» Игоря Прокопова, проблема государства заключается в том, что, отмени в советские ГОСТы и СНИПы, оно так и не разработало технологические регламенты. А бизнес не готов вкладывать огромные инвестиции в новые технологии, не зная наверняка, что государство «придумает завтра».

К сведению

Тезисы, вынесенные на обсуждение:

✔ Нормативы допустимых выбросов для промышленных предприятий должны отойти от понятия «предельно допустимые концентрации» и основываться на определении «наиболее совершенные (доступные) технологии».

✔ Формирование законодательства на основе идеологии внедрения «совершенных технологий».

✔ Формирование государственного перечня «наилучших существующих доступных технологий».