Безвластию местной власти нет места

| статьи | печать

С 2013 г. Россия будет отмечать 21 апреля День местного самоуправления.

Соответствующий указ Президент РФ Владимир Путин подписал 10 июня.

В тот же день первыми эту весть узнали делегаты и гости IV съезда Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) из зачитанного на форуме приветствия главы государства. Однако финансовая база исполнения полномочий местного самоуправления по-прежнему не располагает к празднику. Делегаты обратились к власти с рядом предложений, направленных на уменьшение дисбаланса.

В приветствии отмечается, что укрепление местного самоуправления, расширение его финансовой самостоятельности и ресурсных возможностей — общая задача для всех уровней власти и всего гражданского общества. Чтобы решить ее, необходимо:

  • создать условия для прихода в муниципальные структуры власти квалифицированных специалистов и управленцев;
  • поддержать широкое гражданское участие в реализации муниципальных программ и проектов.

Число полномочий превысило круглую цифру 100

Как показывает практика, с каждым годом у местных органов власти полномочий становится больше, а финансовая база остается прежней. Если девять лет назад при принятии Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросов местного значения — прямых полномочий местной власти перед местным населением — было около 60, то сегодня их, по экспертным оценкам, свыше 100. Часть полномочий, делегированных федеральными органами государственной власти на места, представлена в таблице. В нее не вошли полномочия, переданные муниципалитетам региональными властями.

Тем не менее есть еще случаи наделения органов местного самоуправления дополнительными обязательствами отдельными федеральными ведомствами. Так, Министерство сельского хозяйства РФ приказом от 11.10.2010 № 345 поручило сельским и городским администрациям вести похозяйственные книги. Удивительно, что документ санкционирован Минюстом России, без заключения которого ни один подзаконный акт не вступает в силу. В Минюсте не могут не знать, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12 Конституции РФ).

Цена вопроса полномочий — триллионы бюджетных рублей

В 2003 г. согласно финансово-экономическому обоснованию закона об организации в стране местного самоуправления общий расход всех муниципальных бюджетов составлял 8,1% ВВП России. Если этот показатель принять за некий контрольный уровень, то в 2012 г. расходы местных бюджетов должны составить 4,9 трлн руб. Это 8,1% от 60,6 трлн руб. ВВП-2012.

Между тем сумма собственных доходов местных бюджетов в прошлом финансовом году составила 5,1% ВВП. Экспертный прогноз исполнения этой бюджетной статьи в текущем году еще меньше. Более чем 24 000 муниципальных образований России по-прежнему сидят на игле подачек из федерального и региональных бюджетов. По данным Минфина России, в 2011 г. межбюджетные трансферты составили 48,3% общего объема местных доходов.

Чтобы изменить ситуацию, делегаты IV съезда ВСМС предложили:

  • внести в Государственную думу законопроекты, предусматривающие отмену льгот по местным налогам;
  • закрепить за местными бюджетами в полном объеме отчисления от налогов, взимаемых:

• с применением упрощенной системы налогообложения;

• в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

  • расширить налоговые полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования налогообложения малого и среднего предпринимательства;
  • передать местным бюджетам в размере 2% ставки налога на прибыль организаций, поступающего сейчас в федеральный бюджет.

Весь пакет предложений делегатов съезда содержится в итоговом документе форума, который направлен в Федеральное собрание, Правительство РФ, главе государства. Немалая часть инициатив предусматривает предоставление муниципалитетам обеспеченных финансами публично-властных полномочий по оказанию публичных услуг местному населению без подрыва основ федеративного устройства государства. Установление Дня местного самоуправления позволяет надеяться, что голос с мест будет услышан в высших эшелонах власти. Похоже, и верхи осознали меру своей ответственности за реализацию эффективной муниципальной реформы во благо всех россиян, где бы они ни жили — в столице или провинции.

к сведению

Предложения ВСМС по разграничению полномочий между уровнями публичной власти в сфере финансово-материальных отношений

1. Устранить правовую неопределенность относительно компетенции органов местного самоуправления при постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, оформлении права муниципальной собственности на указанное имущество, по его содержанию и финансированию из средств местного бюджета.

2. Ускорить введение местного налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц.

3. Рассмотреть возможность зачисления в местные бюджеты всех сумм денежных взысканий (штрафов), установленных региональными законами за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также сумм штрафов, налагаемых административными комиссиями муниципальных образований.

4. Внести изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие включение в число объектов обложения земельным налогом участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, со ставкой не выше 3% кадастровой стоимости земельного участка.

5. Оформить в качестве делегированного федеральное полномочие регистрации граждан по месту жительства и предусмотреть выделение субвенций на его реализацию.

6. Неукоснительно соблюдать норму Бюджетного кодекса РФ, согласно которой при возложении на органы местного самоуправления новых расходных обязательств либо увеличении имеющихся должны одновременно определяться источники и порядок финансирования соответствующих дополнительных расходов.

7. Изучить возможность возвращения в ведение органов местного самоуправления полномочий по экологическому контролю, распоряжению общераспространенными полезными ископаемыми, распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Источник: итоговый документ IV съезда ВСМС

Полномочия государственной власти, исполняемые органами местного самоуправления

Полномочие

Правовое обоснование

Регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства
при отсутствии в муниципальном образовании подразделений Федеральной
миграционной службы

Федеральный закон от 25.06.93
№ 5242­-1

Осуществление отдельных полномочий собственника в отношении
государственных земель до разграничения государственной
собственности на землю

Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-­ФЗ

Выдача разрешений на вступление в брак лицам, не достигшим 16 лет

Семейный кодекс РФ

Приостановление работ, связанных с пользованием недрами;
контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; иные полномочия органов
местного самоуправления в сфере недропользования

Федеральный закон от 21.02.92
№ 2395­-1

Проведение конкурса по выбору управляющей компании;
создание органами местного самоуправления условий для управления
многоквартирными домами, включая контроль за деятельностью управляющих компаний; установление размера платы за содержание и ремонт жилого
помещения для собственников помещений в многоквартирном доме,
не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом; перевод жилых помещений в нежилые; согласование переустройства
и перепланировки жилых помещений; формирование земельных участков
под многоквартирными домами

Жилищный кодекс РФ

Участие в обеспечении проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67­-ФЗ

Прием местной администрацией денежных средств от граждан
в счет уплаты налогов при отсутствии банка в муниципальном образовании

Налоговый кодекс РФ

Регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями —
физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями

Трудовой кодекс РФ

Источник: ВСМС