Инициатива ненаказуема, но обсуждаема

| статьи | печать

На вопросы, связанные с принятием постановления Правительства РФ от 02.05.2012 № 421 «О мерах по совершенствованию подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования» (далее — постановление № 421), отвечает Вадим Живулин, директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России.

«ЭЖ»: Вадим Александрович, что изменилось в процедуре оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов?

В.Ж.: Главное новшество — вводится порядок публичного обсуждения не только проектов документов, но и инициатив по их созданию. Постановлением № 421, которое вступило в силу в момент опубликования, предусматривается, что все ведомства — разработчики обязательных требований, не относящихся к сфере технического регулирования, должны будут проводить публичные обсуждения инициатив по их введению и проектов нормативно-правовых актов.

Кроме того, в обязательном порядке ведомства-разработчики будут в двухмесячный срок сообщать, какие из поступивших в ходе публичных консультаций замечаний они учли, а какие — нет.

С 1 октября 2012 г. все инициативы по регулированию и проекты НПА должны будут размещаться готовящими их федеральными органами для публичного обсуждения на специально созданном сайте www.regulation.gov.ru.

Таким образом, ранее закрытая и недоступная для публичных консультаций схема создания документов теперь становится открытой и позволяет заинтересованным сторонам выражать свое мнение.

«ЭЖ»: Не раз упоминалась, что у разработчиков документов — тех самых федеральных ведомств есть лазейки, с помощью которых они обходят процедуру ОРВ. Перекрывает ли постановление такие лазейки?

В.Ж.: Мы исходим из презумпции добросовестного разработчика и предполагаем, что каждый из разработчиков будет действовать согласно установленному порядку. Появление постановления № 421 активно поддержал бизнес. Более того, бизнес-объединения настаивали на необходимости его принятия. Поэтому мы рассчитываем на то, что предпринимательское сообщество также будет отслеживать случаи, когда документ принимается с нарушением процедур ОРВ.

«ЭЖ»: Что повлечет за собой принятие документа с нарушением установленных процедур? Какими будут ваши действия, если подобный факт обнаружится?

В.Ж.: У Минэкономразвития России есть полномочия по экспертизе действующих актов. И если будет установлено, что какой-то документ принят с нарушением процедуры, устанавливает избыточные требования и вводит барьеры для бизнеса, с помощью этой процедуры можно будет инициировать его отмену.