«Культурной» корпорации сопутствует успех

| статьи | печать

Хотя интерес к корпоративной культуре постоянно растет и компании пытаются использовать ее как инструмент управления персоналом, но вряд ли можно ожидать в скором времени ее прямого влияния на текущую экономическую эффективность бизнеса. Очевидно одно: развитие корпоративной культуры —это инвестиции в рост нематериальных активов.

Исследование «Корпоративная культура современного российского бизнеса» проводилось журналом HR Digest методом анкетирования более чем по100 содержательным вопросам, большинство из которых допускали несколько ответов.

Понятие «корпоративная культура» вполне укоренилось в российском деловом сообществе. Более того, 80% специалистов по управлению персоналом отметили, что это вполне рабочее понятие в практике управления бизнесом, а 72% респондентов постоянно используют его в своей профессиональной деятельности.

При этом 67,4% респондентов понимают корпоративную культуру как ценности и нормы, писаные и неписаные правила, по которым живет компания, а 25,6% считают ее системой коммуникаций, направленных на достижение баланса интересов внутри компании. Мнения оставшейся части очень различны.

Ответы на вопрос, сформировал ли российский бизнес корпоративную культуру, дают в целом позитивную картину. Только 7% респондентов считают, что такой культуры нет и вряд ли вскоре будет (рис. 1).

Среди наиболее сильных факторов, определяющих облик российской корпоративной культуры, респонденты назвали влияние личности лидера, который ассоциируется с руководителем или основателем компании, и особенности этапа развития (рис. 2).

Много внимания организаторы исследования уделили сравнению российской и западной моделей корпоративных культур.

Так, западная модель в большей степени ориентирована на стоящие перед компанией задачи — 72,1%и только в 4,7% обращает внимание на власть.

В России все наоборот: на власть оглядывается60,5% компаний и только 9,3% отдают приоритет целям и задачам. Значимость личности в формировании корпоративной культуры оценивается примерно одинаково — 16,3% в России и14% — на Западе.

Тем не менее западная модель оказывает сильное влияние на формируемую культуру российского бизнеса. А вот дореволюционные традиции российского бизнеса полностью утрачены (рис. 3).

По своим характеристикам западная модель более упорядочена и более ориентирована на персонал, чем на руководство. Главное ее достоинство, по мнению российских специалистов, — гибкость и адаптивность, в том числе и по отношению к нашим реалиям. Эти качества повышают эффективность работы международных компаний на отечественном рынке.

В результате взаимного влияния формируется особая корпоративная культура. Так, 44% респондентов уверены, что корпоративная культура успешных российских компаний непохожа ни на одну традиционную модель. Как отметили участники исследования, главным результатом формирования отечественной корпоративной культуры являются мотивация персонала, имидж компании среди клиентов и ее репутация как работодателя (рис. 4).Более половины представителей российских компаний, принявших участие в исследовании, считают свою корпоративную культуру сильной и эффективной, в них высока степень ее осознания. Более того, около 60% респондентов обозначили положения корпоративной культуры в миссии и ценностях компании и даже закрепили их соответствующими документами. Но пятая часть (20%) все еще руководствуется поведенческим кодексом. Им еще предстоит сформулировать идеалы, выработать и, главное, выполнять на всех уровнях компании правила и нормы.

Результаты исследования «Корпоративная культура современного российского бизнеса» свидетельствуют о том, что развитие корпоративной культуры напрямую связывается со стабильностью сегодня и будущими перспективами. Поэтому затраты на корпоративную культуру, создание ценностей компании, достижение баланса интересов всех сотрудников —это инвестиции в успех компании, ее экономическую результативность, в новое поколение работников, получающих моральное и материальное удовлетворение от совместной работы.