Мария Хелена Назаре: «Университеты должны заботиться о повышении квалификации своих выпускников»

| статьи | печать

Недавно Россию посетила Мария Хелена Назаре, президент Европейской ассоциации университетов (EUA)1. В ходе визита в Московский государственный университет экономики, статистики и информатики г-жа Назаре провела семинар «Открытый диалог об университетах XXI в.». Специально для читателей «ЭЖ» она ответила на вопросы о перспективах развития современных университетов.

Вопрос: Госпожа Назаре, вы впервые в России?

Ответ: Это мой первый визит в должности избранного президента, и я рада посетить университет, который является активным членом EUA. Я приехала в Россию, чтобы узнать больше о ее образовательной системе — системе с хорошей репутацией и своими особенностями. Россия очень важна для понимания того, как сейчас обучается Европа и каким становится наше образование, поскольку она огромна.

В: Как вы оцениваете перспективы сотрудничества с российскими вузами?

О: Надеюсь, что этот визит будет способствовать развитию нашей совместной работы в рамках европейских программ и проектов. В некоторых из них российские вузы уже принимают участие. Например, в проекте SIRUS, направленном на формирование гибких университетских стратегий для обучения в течение жизни. Однако существуют и другие проекты, при осуществлении которых мы бы хотели привлекать российские вузы к сотрудничеству. Кроме того, на мой взгляд, необходимо увеличить количество обменов студентами, исследователями и преподавателями между университетами по программе Эразмус.

В: Можете ли вы назвать общие проблемы, стоящие перед европейским и российским образовательными сообществами?

О: Это две проблемы, которые характерны для Европы в целом и России в частности. Одна из них связана с тем, что трудоспособное население вынуждено работать более длительное время, поскольку уровень рождаемости падает, а миграция увеличивается. Трудовые навыки тех, кто работает более длительный период, нуждаются в обновлении, поскольку знания быстро накапливаются. Поэтому роль университетов велика. Именно они должны заботиться о повышении квалификации своих бывших выпускников.

Тем не менее потребности рынка труда также эволюционируют, стремительно меняются. Университеты должны обращать внимание на эти изменения, чтобы переобучать специалистов в соответствии с современными требованиями.

Вторая проблема в том, что, к сожалению, экономически развитая Европа теряет рабочие места. Число безработных растет, и единственный способ расширить перспективы для таких людей — обучить их, обеспечить новыми компетенциями. Только университеты могут это сделать, и это их обязанность. Им необходимо больше сотрудничать с рынком труда.

В: Если исходить из обозначенных вами проблем, то какие направления развития университетов сегодня наиболее приоритетны?

О: Нужна новая программа образования, которая будет направлена не только на молодых, но и на взрослое поколение. Например, программы для потерявших работу. В МЭСИ я посетила «Ярмарку вакансий» и познакомилась с исключительным опытом — проведением курса обучения для безработных. Это то, чему должны учиться многие европейские вузы, и то, что обязаны делать университеты. Мне было приятно узнать, что такая практика существует в МЭСИ: социальная сторона деятельности университетов играет очень важную роль.

1 Европейская ассоциация университетов — главный представитель высшего образовательного сообщества в Европе. EUA консультирует Европейскую комиссию по вопросам разнообразных исследовательских стратегий и представляет взгляды университетов, тесно сотрудничая с почти 900 членами из 46 стран мира.