Новости («Малая бухгалтерия», № 06, 2011 г.)

| статьи | печать

Применение разъяснений Минфина России освобождает от налоговой ответственности

Минфин России напомнил, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые даны в письмах Минфина конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц, является обстоятельством, которое влечет неначисление пеней на сумму недоимки, образовавшейся в результате выполнения указанным лицом соответствующих разъяснений. Кроме того, это является обстоятельством, исключающим вину такого лица в совершении налогового правонарушения. На это указано в п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ (письмо Минфина России от 11.08.2011 № 03-02-08/89).

Имущество, полученное как взнос в уставный капитал, принимается к учету по остаточной стоимости

В письме от 05.08.2011 № 03-03-06/2/114 Минфин России отметил, что имущество, полученное в виде взноса в уставный капитал компании, в целях налогообложения прибыли принимается к учету по его остаточной стоимости, и рассказал, как определить такую стоимость.

Финансисты указали, что стоимость имущества определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности. Учитываются и дополнительные затраты, понесенные передающей стороной при внесении имущества, если они определены в качестве взноса в уставный капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества или какой-либо его части, то стоимость имущества либо его части признается равной нулю.

Для подтверждения стоимости вносимого имущества передающая сторона должна представить документы, которыми подтверждены расходы, формирующие первоначальную стоимость имущества в ее налоговом учете. Также необходимы документы, подтверждающие размер начисленной амортизации либо стоимости имущества, учтенной в расходах в целях налогообложения.

Минфин России умолчал о том, может ли новый собственник имущества учесть затраты арендатора на капремонт

Финансисты рассмотрели ситуацию, в которой арендодатель — собственник имущества — и арендатор пришли к соглашению о зачете затрат последнего на капремонт арендованного имущества. Зачет производился путем уменьшения ежемесячной арендной платы. Но собственник продал имущество до того, как полностью возместил арендатору затраты на капремонт. Новому собственнику он передал все документы, необходимые для зачета затрат арендатора в дальнейшем. Вопрос в том, сможет ли новый собственник принять в составе расходов затраты на капремонт в части, не учтенной своим предшественником?

Как это часто бывает, Минфин России уклонился от прямого ответа и указал только, что в случае, когда арендодатель меняется, условия договора аренды действуют до истечения оговоренного срока, на который он был заключен (письмо от 05.08.2011 № 03-03-06/4/90). То есть арендатор в течение оставшегося срока действия договора может пользоваться имуществом на основании и на условиях ранее заключенного договора и всех приложений к нему. Это правило распространяется и на условия взаимных расчетов. И если стороны договорились о зачете расходов на ремонт путем уменьшения арендной платы, то такая договоренность должна соблюдаться новым арендодателем.

Конечно, из письма финансового ведомства можно сделать косвенный вывод о том, что учет расходов на капремонт новым собственником правомерен, но такие неясные разъяснения чиновников могут и не помочь в случае спора с налоговым органом.

Имущество, эксплуатируемое за границей, но принадлежащее российской компании, признается объектом налогообложения в России

Минфин России недавно рассмотрел запрос российской компании о порядке налогообложения транспортного средства, приобретенного у иностранной фирмы, при условии, что ввоз его в РФ не предполагается. Эксплуатантом имущества остался иностранный контрагент, транспортное средство зарегистрировано в соответствующем иностранном реестре.

Однако финансисты решили, что такое имущество, даже если оно находится на территории иностранного государства, но принято к бухгалтерскому учету как основное средство и зарегистрировано в установленном законодательством РФ порядке российской организацией, является объектом налогообложения по налогу на имущество и транспортному налогу.

Тот факт, что имущество передано во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление или внесено в совместную деятельность, значения не имеет (письмо Минфина России от 02.08.2011 № 03-05-05-01/59).

Согласие сторон сделки на оформление электронного счета-фактуры может быть дано в форме, соответствующей обычаям делового оборота

Минфин России в письме от 01.08.2011 № 03-07-09/26 отметил, что способ выражения взаимного согласия сторон сделки на составление счета-фактуры в электронном виде Налоговый кодекс не регулирует. В связи с этим такое согласие может быть оформлено с учетом применяемых в предпринимательской деятельности правил поведения (обычаев делового оборота), в том числе посредством обмена документами, без составления одного документа, подписанного сторонами, выполнения действий, свидетельствующих о согласии на составление счетов-фактур в электронном виде, и т.п.

О сроках выездной проверки при ликвидации компании 

Согласно разъяснениям Минфина России после реорганизации компании налоговый орган вправе провести выездную проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной проверки. Если же компания ликвидирована без правопреемства, то после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования юридического лица налоговый орган не может проводить проверку такой организации (письмо Минфина России от 29.07.2011 № 03-02-07/1-267).

Счет-фактура — не товаросопроводительный документ!

Финансовое ведомство разъяснило, что счет-фактура необходим исключительно для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм НДС к вычету.

Он не является товаросопроводительным документом, подтверждающим поставку товаров продавцом (письмо Минфина России от 27.07.2011 № 03-07-14/73).

Минфин не против обобщенного наименования товара в счете-фактуре

Организация обратилась с запросом в Минфин России с просьбой разъяснить порядок заполнения графы 1 авансового счета-фактуры. А именно: правомерно ли указывать наименование групп товаров (а не полный перечень)?

Финансовое ведомство ответило, что указывать обобщенное наименование товаров (групп товаров) можно в случае получения предварительной оплаты (частичной оплаты) по договорам поставки товаров, предусматривающим их отгрузку в соответствии с заявкой (спецификацией), оформляемой после оплаты (письмо Минфина России от 26.07.2011 № 03-07-09/22).

Принять к вычету НДС по исправленному счету-фактуре можно в периоде его получения

По мнению Минфина России, покупатель, получив от продавца счет-фактуру с изменениями, должен зарегистрировать его в книге покупок. А это значит, что и принять к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) можно только в том налоговом периоде, в котором получен исправленный счет-фактура, при одновременном соблюдении иных условий, предусмотренных главой 21 НК РФ.

Если же покупатель принял НДС к вычету ранее, то в дополнительном листе книги покупок за период регистрации первоначального счета-фактуры следует сделать запись о его аннулировании. Покупатель также должен представить в инспекцию корректирующую декларацию по НДС за тот налоговый период, в отношении которого внесены изменения в книгу покупок, в очередной раз указывает Минфин России в письме от 26.07.2011 № 03-07-11/196. Отметим, что позиция финансового ведомства небесспорна. Суды нередко приходят к выводу, что применение вычетов по НДС не связано с датой внесения исправлений в счет-фактуру и соответственно корректировка налоговых обязательств за период, когда НДС был правомерно принят к вычету на основании первоначального счета-фактуры, не требуется. Такая позиция сформирована, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 02.09.2010 № А14-17197/2009605/28, Московского округа от 30.11.2009 № КА-А40/12708-09, от 10.04.2008 № КА-А40/2693-08 и др. С этим подходом согласны и высшие арбитры (постановления Президиума ВАС РФ от 03.06.2008 № 615/08 и от 04.03.2008 № 14227/07).

О новом порядке учета субсидий

С 2011 г. установлен особый порядок учета субсидий, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Это стало возможно благодаря изменениям в НК РФ, внесенным Федеральным законом от 07.03.2011 № 23-ФЗ.

В целях налога на прибыль организаций средства финансовой поддержки в виде субсидий отражают в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого периода (письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).

Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества. Субсидии, полученные до 2011 г., нужно было включать в состав доходов в полном объеме в периоде их поступления на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.

Разъяснен вопрос о размере налогового штрафа

С 2 сентября 2010 г. вступили в силу изменения в НК РФ, касающиеся размера штрафа за несвоевременную сдачу декларации. При этом было установлено, что к правонарушениям, ответственность за которые наступила после вступления в силу поправок, необходимо применять новый размер штрафа. Но при условии, что он меньше того, который был бы определен по старой редакции НК РФ.

Минфин России в письме от 20.07.2011 № 03-02-08/82 сообщил, что взыскание ранее примененных налоговых санкций за правонарушение со дня вступления в силу поправок может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение частью первой НК РФ в новой редакции.

Минфин о праве на имущественный вычет при покупке квартиры совместно с детьми 

Финансовое ведомство рассмотрело запрос о порядке предоставления имущественного вычета при покупке квартиры совместно с супругом и несовершеннолетними детьми. В рассматриваемой ситуации, по мнению финансистов, один из родителей может увеличить размер причитающегося ему имущественного налогового вычета исходя из долей квартиры, оформленных в собственность детей. Об этом сообщает Минфин России в письме от 19.07.2011 № 03-04-05/7-521.

ФНС России разъяснила, какие документы нужны аптекам для применения ставки НДС 10% 

В письме от 10.08.2011 № АС-4-3/13016@ служба указала, что допуск лекарственных средств к производству, продаже и применению на территории РФ разрешается при условии их государственной регистрации (подтверждением этого является регистрационное удостоверение).

Не подлежат государственной регистрации лекарственные препараты, изготовленные лицами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских, а также ветеринарных организаций.

Таким образом, основанием для применения налоговой ставки НДС 10% при реализации лекарственных средств является наличие регистрационного удостоверения.

Если же реализуются лекарственные средства внутриаптечного изготовления, то для применения льготной ставки необходимо запастись рецептом или требованием медицинской (ветеринарной) организации.

Налоговики не против увеличения амортизации для опасных производственных объектов

Минэнерго обратилось в ФНС с предложением согласования комплекса мер, направленных на обеспечение энергетической безо-пасности страны в сфере электроэнергетики. В числе прочих мер энергетики предложили разработать механизм увеличения амортизационных отчислений по основным средствам, входящим в состав опасных производственных объектов. Идея заключается в том, что сумма сэкономленных средств будет направляться на повышение безопасности таких объектов.

Налоговики ответили, что реализовать это предложение можно двумя способами. Первый — перенести оборудование и сооружения, входящие в состав опасных производственных объектов, в более низкую амортизационную группу. Второй — ввести повышающие коэффициенты к общей норме амортизации для указанного имущества.

В то же время, поясняет ФНС России, сокращение срока амортизации или применение повышающих коэффициентов не приводит к уменьшению общей суммы налога, уплачиваемой в бюджет, а просто позволяет перераспределить ее между периодами (во время ускоренной амортизации налог меньше, после окончания ее начисления — больше).

Кроме того, Налоговый кодекс РФ уже дает право применять к норме амортизации повышающий коэффициент 2 при работе основных средств в условиях агрессивной среды. И организации, признанные опасными производственными объектами, применяют этот коэффициент ко всем своим основным средствам. Дело в том, что НК РФ приравнивает к работе в агрессивной среде нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) аварийной ситуации. ФНС России предлагает отменить эту норму, поскольку возможность ее неоднозначной трактовки влечет множество судебных споров. Взамен целесообразно включить в НК РФ положения о применении указанного коэффициента в отношении оборудования и сооружений, входящих в состав опасных производственных объектов, в том числе энергетических (письмо от 15.07.2011 № ЕД-4-3/11407).