Есть ли у нас новые Морозовы?

| статьи | печать

Что такое социальная ответственность бизнеса: своевременная и полная уплата налогов или активное участие делового сообщества в решении социальных проблем? На эти вопросы попытались ответить участники заседания «Меркурий-клуба», которое состоялось в Центре международной торговли в Москве.

Еще пару лет назад под словосочетанием «социально ответственный бизнес» понимали благотворительную деятельность отдельных олигархов. Причем многие из них предпочитали вообще не афишировать свои добрые дела, дабы не привлекать внимание проверяющих органов.

Сегодня понятие социально ответственного бизнеса значительно расширилось. Однако из-за несовершенства российского законодательства отношения между бизнесом и властью в этой сфере по-прежнему остаются на уровне «добровольно-принудительных». Например, в качестве компенсации за выделенные на социальные нужды средства бизнесмены получают не только определенные налоговые льготы, но и возможность спокойно работать.

Не все так просто и во взаимоотношениях бизнеса и общества в России. Согласно проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросу большинство позиций ожиданий населения расходятся с теми действиями, которые осуществляют крупные российские бизнесмены и корпорации. В то время как россияне ждали от бизнеса существенных вложений в социальную сферу, большинство компаний, по мнению опрошенных, стремятся ограничиться только видимостью социальной ответственности — прежде всего меценатской деятельностью, воспринимаемой большинством россиян скорее как подачка, нежели как исполнение бизнесменами долга перед обществом. В результате, по данным ВЦИОМ, общепризнанным было мнение о том, что бизнес в России паразитирует, работает во вред стране (такую оценку дали 59% опрошенных). Лишь 7% верят в то, что российские предприниматели достойно исполняют свои обязанности перед обществом.

53% граждан полагали, что российский бизнес не является социально ответственным, в то время как противоположного мнения придерживались лишь 30%.

Тем не менее современная Россия нуждается в истинных меценатах. Но для того чтобы они появились, требуется взаимопонимание и взаимоуважение государства, бизнеса и общества.