Производители красок хотят саморегулирования

| статьи | печать

Один из крупнейших в мире производителей лакокрасочных материалов — норвежский концерн Orkla Group Jotun приступил к строительству в Ленинградской области завода стоимостью 50 млн долл. То есть зарубежные инвестиции можно привлекать в Россию невзирая на кризисы.

По словам Класса Янсона, генерального директора его российской «дочки» ООО «Йотун пэинтс», завод будет производить до 15 млн т эмалевой, водорастворимой и ацетоновой краски в год. Строительство завершится к 2015 г. Открытие нового завода этой компании продолжит экспансию зарубежных производителей, на долю которых сегодня приходится более 50% отечественного рынка красок. Новый завод должен окупиться через пять-семь лет. Его строительство, по мнению аналитиков, приведет к дальнейшему вытеснению с рынка небольших игроков. Хотя главная причина укрупнения — в ужесточении экологических требований, выполнение которых посильно только мощным структурам.

Из-за экологических норм сокращается число производителей

Мировой объем производства лакокрасочных материалов (ЛКМ) в 2009 г. составил 30 млн т. Из-за финансового кризиса рост объемов производства в мире сегодня невелик — 2—3% в год.

Возрастающие требования к качеству и экологичности продукции приводят к постоянно усиливающейся конкуренции в отрасли. В результате количество предприятий-производителей сокращается. Так, если в 1975 г. в США насчитывалось около 2000 производителей ЛКМ, то в настоящее время их осталось около 900. За тот же период в странах Западной Европы количество производителей ЛКМ сократилось с 2700 до 1000. Подобный процесс происходит и в нашей стране.

Потребление краски в России составляет 6 л в год на человека, в Европе этот показатель приближается к 20 л. Материалы для декоративной отделки занимают наибольший сегмент в структуре рынка. Их доля в европейском производстве — 63%, что обусловлено востребованностью у непрофессиональных потребителей продукции.

Российская классификация ЛКМ, использующая систему ГОСТ, отличается от европейской. Согласно ГОСТ 28246—2006 все лакокрасочные материалы, выпускаемые промышленностью, подразделяются на три группы: основная, промежуточная и вспомогательная. В основную входят лаки и лакокрасочные материалы, жидкая или пастообразная краска, эмаль, грунтовка и шпатлевка, в промежуточную — олифа, смола, растворители и разбавители, в вспомогательную — вспомогательные и подсобные материалы. Это в основном различная смывка, мастика, отвердители и ускорители.

В связи с повышенными экологическими требованиями потребителей растет спрос на водно-дисперсионные ЛКМ, что, по оценкам экспертов, приводит к увеличению производства этого вида продукции. За последние пять лет его доля в отечественном производстве ЛКМ увеличилась на 12%. На российском рынке лакокрасочных материалов в основном присутствуют органоразбавляемые ЛКМ (краски, лаки, грунтовки, шпатлевки на конденсационных, полимеризационных смолах и на основе эфиров целлюлозы), водно-дисперсионные ЛКМ, промежуточные ЛКМ (олифы, растворители, смывки) и масляные краски. Наибольший сегмент занимают водоразбавляемые ЛКМ.

По данным компании Research. Techart за 2009 г., их доля составляет 42%. 25% занимают водно-дисперсионные ЛКМ, 18% — промежуточные ЛКМ и 15% — масляные краски.

Все лакокрасочные материалы также подразделяются по группе связывающих веществ:

  • ЛКМ на основе поликонденсационных смол;
  • ЛКМ на основе полимеризационных смол;
  • ЛКМ на основе природных смол;
  • ЛКМ на основе эфиров целлюлозы.

Кризис заставил краску дешеветь

С 2005 г. рост доходов населения способствовал развитию отрасли. Как правило, процесс происходил за счет насыщения рынка импортной продукцией, доля которой, по данным аналитической компании Research. Techart, превышала тогда 20%. Росстат оценивал объем рынка в 2005 г. в 852 000 т, а в 2006 г. — уже 1 005 000 т. По сравнению с 2006 г. предкризисный 2007 г. показал рост всего на 1% и составил 1 176 000 т. В 2008—2009 гг. объемы сократились, что было обусловлено разразившимся финансовым кризисом. Небольшое сокращение рынка — 0,5% при объеме 1 182 000 т последовало в 2008 г. А в 2009 г. рынок сократился до 1 154 000 т, что составило 2,4%. По данным Росстата за 2010 г., объем рынка составляет 900 000 т.

К началу финансового кризиса рост производства был обусловлен увеличивающимся потреблением ЛКМ не только строительными компаниями, но и производителями мебели, машиностроительными компаниями и др. Резкое падение в строительной отрасли, связанное с отсутствием дешевых долгосрочных кредитов, привели к сокращению в смежных отраслях, в том числе отрасли ЛКМ. Падение в отрасли не было настолько сильным, как в строительной, что было связано прежде всего с большой долей розничного товарооборота. Если в 2009 г. потребление ЛКМ строителями сократилось на 40—60% , то продажа отделочных материалов — не более 20%. Рынок ЛКМ нацелен на частное потребление. Несмотря на кризис, граждане продолжали ремонтировать жилище, считает гендиректор консалтинговой компании «Решение» Александр Батушанский.

Рост цен не заставил потребителей раскупать отечественные краски. Качество импортных красок, как и их экологичность, во много раз выше отечественных. По данным компании ОАО «Русские краски», в сегменте декоративных ЛКМ, являющимся наиболее крупным сегментом рынка, падение составило 12%, в промышленных — до 25%, специальных — 12%, авторемонтных — на 10%. Основными потребителями товаров отечественного производителя красок являются покупатели с низким уровнем дохода. Эта категория наиболее заметно пострадала во время кризиса, что не смогло не отразиться на падении производства.

Если рост производства в отрасли в 2006 г., по данным Росстата, составил 15% по сравнению с предыдущим и достиг 829 000 т, то в 2007 г. — 991 000 т, или 19,5%. К концу 2008 г. уже наблюдался спад производства в 3%, когда объем рынка показал 959 000 т. В 2009 г. производство ЛКМ сократилось до 593 000 т, или 38%.

Несмотря на столь сильное падение объемов производства, некоторым предприятиям, своевременно изменившим ассортимент продукции, удалось увеличить объемы продаж. В частности, ростовский завод «Эмпилс», входящий в холдинг «Новое содружество», выпустил в кризис линейку бюджетных красок.

Кто конкуренты

По оценкам журнала «Лакокрасочная промышленность», в 2008 г. в отрасли работало 625 предприятий. Сейчас, по предварительным оценкам, их число сократилось на 10%. Основное производство сконцентрировано в Центральном (320 заводов), Северо-Западном (80 заводов) и Приволжском (80 заводов) федеральных округах. В Южном федеральном округе 60 заводов. Меньше всего их в Дальневосточном федеральном округе. Здесь насчитывается десять компаний, производящих ЛКМ.

Основными конкурентами российских предприятий являются заводы Финляндии, Польши и Германии. По оценкам портала «Мир ЛКМ», финским производителям принадлежит 40% продаваемых в стране красок, польским — 16%, немецким — 14%. Значительную долю на рынке занимают их коллеги из Словении, Турции, Италии и Франции. В дальнейшем доля зарубежных производителей на рынке не только сохранится, но и значительно увеличится. Еще в 2006 г. финский производитель Tikkurila купил питерскую компанию ООО «Краски ТЕКС», а в 2007 г. менеджеры компании, заметив привлекательность отечественного рынка ЛКМ, подписали договор о покупке 70-процентного пакета акций питерских ООО «ГАММА» (сейчас — ООО «Гамма Индустриальные краски») и ООО «Охтинский завод» (в настоящее время — ООО «Тиккурила Порошковые краски»).

Безусловный лидер рынка компания Tikkurila на трех заводах в Санкт-Петербурге и одном в Старом Осколе производит 135 млн л красок в год, что составляет 45% всей мощности концерна. По оценкам журнала «Хим-курьер», финской компании принадлежит почти 22% отечественного рынка.

Проблемное будущее производителей красок

Аналитики компании Research. Techart считают, что рост рынка не будет превышать 2—3% в год. К 2012 г. рынок должен показать 1 248 000 т, к 2013 г. — 1 314 000 т, к 2014 г. — 1 400 000 т, а к 2015 г. — выйти на показатель 1 511 000 т.

Решением многих проблем отрасли, по мнению Ассоциации производителей, поставщиков и потребителей лакокрасочных материалов и сырья для их производства «Центролак», является создание в отрасли отраслевых саморегулируемых предприятий (СРО). В ходе административной реформы, проводимой в России, выявлено значительное число излишних функций, возложенных на государственные организации. Об этом говорится на сайте «Центролака». Ассоциация настаивает на замене государственного лицензирования профессиональной деятельности компаний контролем со стороны СРО.

Еще одна проблема в отрасли — медленное принятие европейских стандартов EN. Действующие ГОСТы не соответствуют западным EN и ограничивают экспортные возможности отечественных производителей ЛКМ.