Ольга Анчишкина: «Обязанности проводить конкурентные закупки нет. Но есть обязанность упорядочить и обнародовать их»

| статьи | печать

С 1 января 2012 г. вступит в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). О том, на какие организации он распространится, как повлияет на деятельность хозяйствующих субъектов и как будет связан с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), рассказывает Ольга Владленовна Анчишкина, директор Департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России.

«ЭЖ»: Ольга Владленовна, на какие субъекты распространяется Закон № 223-ФЗ и как он связан с Законом № 94-ФЗ?

О.В.: Закон № 94-ФЗ регулирует отношения в сфере размещения государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, работ и услуг, которые производятся, выполняются и оказываются в различных отраслях и секторах экономики. Закон № 223-ФЗ регулирует ряд вопросов в сфере размещения заказов отдельных организаций (фирм, корпораций, обществ), которые формируют эти отрасли и сектора экономики. Новый закон распространяется не на все организации, а только на те, общей особенностью которых является принадлежность к классическим, сугубо частным, рыночным бизнес-структурам. Это разнородная по составу группа, для каждого члена которой характерно либо государственное участие в капитале, либо принадлежность к регулируемым видам деятельности, либо монопольное влияние и проч. Таким образом, законы № 94-ФЗ и № 223-ФЗ —

специальные законы, при этом взаимосвязанные. Это вызвано прежде всего тем, что подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ организации поставлены перед выбором: либо придерживаться норм и правил информационной открытости и прозрачности, установленных названным законом, либо исполнять жесткие и формальные требования Закона № 94-ФЗ.

«ЭЖ»: Почему закупки, производимые организациями, на которые распространяется Закон № 223-ФЗ, нельзя было регулировать Законом № 94-ФЗ? Чем вызвана необходимость создать специальные условия для отдельных категорий юридических лиц?

О.В.: Все субъекты, на которые распространяется Закон № 223-ФЗ, — коммерческие структуры. Конкурентоспособность, агрессивность рыночной стратегии, коммерческий риск, борьба на опережение конкурентов — воздух, которым они дышат. Ни они, ни их деятельность не являются государственными, не наделены публичными функциями и полномочиями. Было бы губительно для российской экономики заставлять отечественные фирмы работать по принципу государственных органов.

«ЭЖ»: Как раньше государственные компании осуществляли закупки? Распространялись ли на них требования Закона № 94-ФЗ?

О.В.: Требования Закона № 94‑ФЗ никогда не распространялись на закупки государственных компаний. Более того, хозяйственные структуры, даже государственные социалистические предприятия и организации, никогда не работали как госорганы. Все прекрасно помнят хозяйственный расчет, встречные планы, социалистическое соревнование и другие механизмы, которые в максимально директивной и однородной экономической среде призваны были создать стимулы к хозяйственной инициативе и разнообразию.

«ЭЖ»: Бюджетные и казенные учреждения продолжит регулировать Закон № 94-ФЗ, а автономные подпадут под действие Закона № 223-ФЗ. Должно быть принципиальное отличие этих учреждений, если их подвергают раздельному регулированию.

О.В.: С 1 января 2011 г. согласно Федеральному закону от 08.05.2009 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в России действуют три вида государственных учреждений: казенные, бюджетные, автономные. Казенные финансируются из бюджета на основании бюджетной сметы, они жестко ограничены в возможностях по осуществлению деятельности, приносящей доход. Бюджетные и автономные создаются в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Они по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги (бюджетные учреждения — прежде всего в рамках государственного задания и государственных инвестиций, автономные — сверх и вне задания) и получать доход от этой деятельности, который остается в распоряжении учреждения. В плане распоряжения имуществом наибольшими правами обладают автономные учреждения. В любом случае эти права не абсолютные. Совершение значимых сделок или распоряжение недвижимым либо особо ценным имуществом осуществляется под строгим контролем органов власти.

«ЭЖ»: Как прежде удовлетворяли хозяйственные нужды субъекты, перечисленные в ст. 2 Закона № 223-ФЗ? Чем объясняется обязанность проводить конкурентные закупки?

О.В.: Уточню: обязанности проводить конкурентные закупки нет. Но есть обязанность упорядочить и обнародовать их, то есть прописать и зафиксировать на официальном интернет-сайте единые для всех контрагентов правила проведения торгов и выбора победителя, опубликовать извещения о проведении торгов, открыть для широкого круга предпринимателей планы закупок. Сейчас можно наблюдать как добросовестные, так и явно нерыночные практики. В качестве примера приведу реальный конкурс компании, занимающейся прокладкой магистральных трубопроводов. Стоимость контракта — 2,7 млн руб. В извещении срок подписания договора победителем был заявлен на три дня раньше даты подачи конкурсных предложений и на десять дней раньше даты подведения торгов. В информации о конкурсе отсутствовал даже адрес электронной почты.

Между тем порядок в корпоративном секторе имеет непосредственное отношение в отечественному бизнес-климату. Коммерческий спрос компаний, подпадающих под действие Закона № 223-ФЗ, по оценкам отдельных экспертов, порядка 6—7 трлн руб. Действительно важно, чтобы эти колоссальные деньги создали достаточно сильные и внятные инвестиционные стимулы в экономике.

Одним из драйверов призван стать план закупок компании на год, требование о формировании и размещении которого в Интернете установлено Законом № 223-ФЗ. Пока такой план имеют единичные компании, например ОАО «РЖД». Когда подрядчикам станет понятен спрос как минимум на год вперед, легче будет согласовать и подстроить под него собственное предложение.

«ЭЖ»: В пункте 3 ст. 18 Закона № 223-ФЗ сказано, что необходимо отчитываться и о договорах, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика. Однако в законе не сказано, когда закупка возможна у единственного поставщика, и нет отсылки к Закону № 94-ФЗ на этот случай...

О.В.: При осуществлении закупок у единственного источника как по Закону № 94-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ реализуется различный по своему экономическому содержанию контрактный выбор.

Государственные заказчики могут осуществить закупку у единственного источника в строго регламентируемых законом случаях, по установленным законом правилам. Корпорации, госкомпании и другие субъекты, перечисленные в Законе № 223-ФЗ, стратегию закупок выбирают самостоятельно. Между тем уже сейчас наблюдается определенная общность ряда закупочных практик, которые реализуются как в государственном, так и в коммерческом заказе. Компании и корпорации активно используют формируемые в государственных и муниципальных закупках конструкцию начальной (максимальной) цены контракта, реестр недобросовестных поставщиков, единые критерии оценки и сопоставления заявок, унифицированные требования к содержанию, форме, составу заявки. Это означает, что между сферами государственных и коммерческих закупок много не только объективных различий, но и сходных черт, а следовательно, похожих подходов к регулированию.