Росфинмониторинг: признаки отмывания ищите сами

| статьи | печать

Разработка мер, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, входит в задачи Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Этим она неустанно и занимается, выпуская приказы и письма, в том числе с требованиями и рекомендациями к внутренним правилам контроля, которые должны иметь все организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом клиентов.

Очередной приказ Росфинмониторинга (от 17.02.2011 № 59) был зарегистрирован в Минюсте России 01.07.2011 № 21239 и начал действовать с 22 июля 2011 г. Им утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. «Впристежку» к приказу служба выпустила информационное письмо от 02.08.2011 № 17, раскрывающее его отдельные нормы.

Положение должны применять организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций). Их перечень дан в ст. 5 и 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В частности, к ним относятся, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторы по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов. Кроме того, это адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени либо по поручению клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Как видим, перечень лиц, на которых распространяются требования, предъявляемые Росфинмониторингом, достаточно широкий.

В чем же состоят установленные приказом требования? Во-первых, необходимо идентифицировать клиентов и выгодоприобретателей. Во-вторых, следует оценивать степени риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов. Для этого в организациях должны быть разработаны правила внутреннего контроля (рекомендации по их разработке изложены в распоряжении Правительства РФ от 10.06.2010 № 967-р).

Клиентов идентифицируют по определенным сведениям. Для физического лица это гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при его наличии). Для юридического лица — наименование, ИНН, государственный регистрационный номер, место госрегистрации и адрес местонахождения, контактная информация. Причем документы, полученные в результате идентификации, нужно хранить не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Если с идентификацией все более или менее понятно, то вопрос о степени риска несколько сложнее. В приказе сказано, что организация оценивает степень или уровень риска при установлении деловых отношений с клиентом (принятии его на обслуживание). Это можно сделать, например, проведя анкетирование.

Оценка проводится на основании правил внутреннего контроля, разработанных организацией самостоятельно и включающих в себя признаки потенциально опасных или подозрительных операций, видов и условий деятельности клиентов. Перечень этих операций, видов и условий деятельности приведен в информационном письме от 02.08.2011 № 17 (см. ниже).

Росфинмониторинг настоятельно рекомендует включать составленный им перечень «подозрительных» операций, видов и условий деятельности в правила внутреннего контроля.

Отметим, что перечень не закрыт. Пункт — «иные признаки по усмотрению организации» — позволяет включать во внутренние правила любых подозрительных клиентов.

Итог. Организация обязана отслеживать потенциально опасных клиентов и сообщать о них в Росфинмониторинг. Общие рекомендации даны, примерные перечни и признаки тоже. Все остальное регулируется внутренними правилами контроля. Но за «халатность» штраф составит до полумиллиона рублей (ст. 15.27 КоАП РФ).

Перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

1. Деятельность по организации и проведению азартных игр.

2. Деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства, антиквариата, мебели, легковых транспортных средств, предметов высокой роскоши.

3. Деятельность, связанная со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов, драгоценных камней, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и лома таких изделий.

4. Деятельность, связанная с совершением сделок с недвижимым имуществом и/или оказанием посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом.

5. Туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (туристская деятельность).

6. Любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности.

7. Период деятельности с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, получения статуса адвоката, нотариуса составляет менее 1 года.

8. Период нахождения клиента на обслуживании в организации (срок, прошедший с даты принятия на обслуживание клиента) составляет менее 1 года.

9. Отсутствие по адресу места нахождения юридического лица постоянно действующих органов управления, иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени такого юридического лица без доверенности.

10. Клиент осуществляет взаимодействие с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, исключительно через представителя, действующего по доверенности.

11. Клиент и/или выгодоприобретатель или учредитель является участником федеральных целевых программ или национальных проектов либо резидентом особой экономической зоны.

12. Клиент и/или выгодоприобретатель или учредитель является организацией, в уставном капитале которой присутствует доля государственной собственности.

13. Клиент и/или выгодоприобретатель является нерезидентом Российской Федерации.

14. Клиент является иностранным публичным должностным лицом либо действует в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица.

15. Клиент является супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей и нисходящей линии (родителем и ребенком, дедушкой, бабушкой и внуком), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновленным) иностранного публичного должностного лица.

16. Совершение клиентом операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона.

17. Наличие в деятельности клиента подозрительных операций, сведения по которым представлялись в уполномоченный орган.

18. Клиент осуществляет расчеты по операции (сделке) с использованием интернет-технологий, электронных платежных систем, альтернативных систем денежных переводов или иных систем удаленного доступа, либо иным способом без непосредственного контакта (за исключением внесения разовых платежей через платежный терминал на сумму менее 15 000 рублей либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте).

19. Клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель или учредитель клиента является фигурантом Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

20. Адрес регистрации (места нахождения или места жительства) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или учредителя совпадает с адресом регистрации (местом нахождения или местом жительства) фигурантов Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

21. Клиент является близким родственником лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

22. Деятельность общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов, иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

23. Клиент является руководителем или учредителем общественной или религиозной организации (объединения), благотворительного фонда, иностранной некоммерческой неправительственной организации, ее филиала или представительства, осуществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации.

24. Клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель или учредитель клиента зарегистрирован в государстве или на территории с высокой террористической или экстремистской активностью.

25. Клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель или учредитель клиента имеет соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).

26. Клиент или его учредитель (выгодоприобретатель) либо контрагент клиента по операции (сделке) зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве или на территории, предоставляющем(щей) льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающем(щей) раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорной зоне).

27. Иные признаки по усмотрению организации.