Кривое зеркало бюджетного финансирования

| статьи | печать

В Стратегию развития России до 2020 г. заложены красивые цели в отношении малого бизнеса, предполагающие удвоение его доли в ВВП и утроение доли работающих в нем граждан. Своеобразным кривым зеркалом этих показателей стало снижение в 3,5 раза финансирования федеральной программы поддержки малого бизнеса, предложенное правительством. Резкое сокращение финансовой поддержки наряду с острым дефицитом квалифицированных кадров, по оценке «ОПОРЫ России», может существенно осложнить жизнь малых предпринимателей, которые только начали выходить из кризиса.

«Отдельного внимания заслуживает негативная тенденция значительного сокращения финансирования федеральной программы поддержки малых и средних предприятий. Предусмотрено сокращение финансирования практически в 3,5 раза, — заявил на встрече с главой кабинета министров руководитель „ОПОРЫ России“ Сергей Борисов. — Между тем популярность программы у предпринимателей растет, за счет ее реализации увеличивается количество субъектов МСП. Сокращение программы может повлиять на темпы развития малого и среднего бизнеса самым отрицательным образом».

Сегодня, по мнению экспертов, необходимо, наоборот, наращивать объемы бюджетной поддержки МСП. Ведь в Стратегии-2020 поставлена задача за десять лет в два раза увеличить долю малого бизнеса в ВВП (с 20 до 40%). При этом более чем в три раза должна возрасти доля занятых в сфере малого предпринимательства — с 22 до 70%.

Федеральная программа поддержки малого бизнеса получила широкое распространение во многих регионах, руководство которых выделяет дополнительные средства из местных бюджетов для поддержки малых предприятий. Например, в Красноярском крае, по словам предпринимателя Светланы Хмаровой, был проведен специальный конкурс на лучшие проекты в сфере малого бизнеса. В результате многие начинающие бизнесмены получили гранты для запуска своих компаний.

Сокращение финансирования федеральной программы поддержки малого бизнеса происходит на фоне слабой доступности кредитных ресурсов, которая, как показывает исследование «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010—2011», — одна из самых острых проблем МСП. Особую тревогу предпринимательского сообщества вызывает тот факт, что доступность кредитных ресурсов значительно снижается по мере увеличения сроков зай­ма.

Получение краткосрочного кредита практически невозможно для 14% малых предпринимателей, а 29% указывают на большие трудности, связанные с его предоставлением. При увеличении срока кредитования до трех лет доля малых бизнесменов, отрезанных от кредитных ресурсов, возрастает до 17%, а трети предпринимателей приходится преодолевать сложности при получении займа.

Предоставление же долгосрочных кредитов для большинства малых компаний — несбыточная мечта.

Самое тяжелое положение с финансированием внедрения высоких технологий. Почти 90% малых предприятий считают нереальным получение средств из венчурных фондов на рискованные бизнес-проекты, связанные с внедрением высокотехнологичных инноваций.

Таким образом, труднее всего получить кредитные ресурсы на долгосрочные проекты и внедрение современных технологий, без которых реальная модернизация малых и средних предприятий невозможна.

Глава «ОПОРЫ России» Сергей Борисов недавно возглавил в Сбербанке направление, связанное с кредитованием малого и среднего предпринимательства, сохраняя при этом пост президента бизнес-объединения. Так что у малых и средних компаний будет свой человек в крупнейшем банке страны. Но это не отменяет необходимости бюджетного финансирования малого бизнеса.

Еще одна головная боль малых предпринимателей — хроническая нехватка подготовленных кадров. «Рынок труда не способен удовлетворить потребности малых и средних компаний ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих», — считает С. Борисов.

Более половины руководителей малых предприятий указывают, что найти на рынке труда квалифицированных инженерно-технических сотрудников сложно (38%) либо невозможно (18%).

Острой является проблема поиска квалифицированных рабочих, которая возникла в результате разрушения системы среднего профессионального образования. Для 20% малых компаний этот вопрос зачастую остается нерешенным, а 42% малых предпринимателей сталкиваются с трудностями при подборе профессионально подготовленных рабочих.

На этом мрачном фоне проб­лемы поиска сотрудников в непроизводственные подразделения (бухгалтерию, юридические отделы и проч.) кажутся менее жгучими. Тем не менее на две компании, не испытывающие трудностей с подбором кадров во вспомогательные подразделения (60%), приходится одно предприятие, которому найти подходящих сотрудников сложно или невозможно (29%).

По-прежнему высокой остается доля взяток в составе затрат малых предприятий — 5%. Причем, по оценке экспертов «ОПОРЫ России», в действительности этот показатель намного выше, поскольку большинство предпринимателей (44,9%) отказались в ходе опроса отвечать на данный вопрос.

Более того, многие бизнесмены воспринимают коррупцию как неизбежную данность, а взятки давно стали обычными статьями издержек малых компаний.

Лидеры коррупции — чиновники, отвечающие за доступ к государственному и муниципальному заказу (31,6%), прохождение различных проверок — санитарных, пожарных и т.д. (31,6%) и выделение земли (31,1%). За ними идут госслужащие, распределяющие субсидии, помещения на льготных условиях и проч. (29,8%), сотрудники госкомпаний, обеспечивающие подключение к инфраструктуре — электроэнергии, теплу, газу и др. (29,5%), и работники организаций, ответственных за техрегулирование, то есть получение сертификатов, лицензий (27,1%).

Самыми скромными оказались работники Федеральной миграционной службы. Лишь 9% малых предпринимателей дают взятки при найме иностранной рабочей силы. Впрочем, перспективы у сотрудников ФМС хорошие. По словам С. Борисова, в условиях дефицита квалифицированных кадров придется расширять привлечение мигрантов на малые предприятия. Значит, откроются новые возможности для роста коррупции.