Почему буксует медиация

| статьи | печать

Прошло более полугода с момента введения в действие Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Однако разрешение конфликтов при помощи медиации пока происходит крайне редко. Профессия медиатора еще не стала такой же привычной и массовой, как, например, юриста или психолога. Почему суды и общество в целом сопротивляются использованию медиации? Мы опросили около ста желающих обучаться на курсах медиации, а также руководителей учебных центров подготовки профессиональных посредников и проанализировали причины сопротивления.

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии посредника, независимого лица, медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений (ст. 1 и 2 Закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ, далее — Закон о медиации).

Отечественная деловая литература изобилует академическими подходами, научными спорами, концепциями в области медиации, но в ряде случаев, увы,— знаниями, далекими от потребностей социума в конструктивном урегулировании споров. Чтобы восполнить этот пробел, автор вместе в единомышленниками — практикующими медиаторами провели исследование интереса целевой аудитории к курсам подготовки медиаторов (опрос проводился с октября 2010 г. по апрель 2011 г. путем электронного анкетирования и последующего собеседования).

Заполненные анкеты группировались:

  • по опыту респондента в урегулировании конфликтов;
  • образованию, профессии, должности;
  • полу и возрасту;
  • региону проживания.

Разумеется, произведенная выборка не может считаться репрезентативной в отношении всех лиц, способных оказывать услуги медиации на профессиональной основе (далее — целевой аудитории). Тем не менее, если проанализировать индикаторы, измеряющие интерес целевой аудитории (например, подсчитать интенсивность звонков от потенциальных слушателей и «тайных покупателей» конкурирующих учебных центров, произвести корреляцию этой интенсивности с новостными поводами в виде принятия нормативных актов в сфере медиации с учетом всплеска или падения интереса к данной теме в социальных сетях), можно сделать вывод, что обобщенные ниже результаты достоверно иллюстрируют картину российского рынка медиации. По крайней мере на их основе можно объяснить и спрогнозировать некоторые тенденции.

Кто желает стать медиатором?

Как правило, оказывать услуги медиатора на профессиональной основе желают лица среднего и старшего возраста, уже имеющие профессию, занимающие руководящие посты в организациях либо должности специалистов. Доля самозанятых лиц (фрилансеров, самостоятельно предлагающих свои услуги через Интернет, газетные объявления и т.д.), предпринимателей и топ-менеджеров составила менее 5%, лиц старшего пенсионного возраста — около процента (тем не менее есть примеры успешного обучения и аттестации работающих пенсионеров-медиаторов).

До вступления в силу Закона о медиации интерес к соответствующим курсам женщины проявляли в три с половиной раза чаще, чем мужчины. Молодые люди от 19 до 25 лет обращались примерно в 60% случаев. С принятием постановления Правительства РФ о программе подготовки медиаторов интерес к данной теме у женщин и мужчин сравнялся. Наконец, с марта 2011 г. доля мужчин среди слушателей возросла, составив в среднем 55%.

Распределение целевой аудитории по полу и возрасту объясняется:

а) более быстрой адаптивностью молодежи к изменениям по сравнению с людьми среднего и старшего возраста;

б) повышенной социальной активностью женщин по сравнению с мужчинами;

в) превалированием мужской части населения в Интернете.

Иными словами, на стадии быстрых социальных изменений молодежь и женщины оперативнее принимали решение. Кроме того, интерес к курсам подготовки медиаторов возрастал после праздничных и выходных дней, что можно понять с позиции предварительного выбора курса подготовки медиатора. Не случайно 90% респондентов были осведомлены о ценовой политике трех-четырех учебных центров.

Практически все опрошенные имели высшее образование (40% из них — два и более), 10% — научную степень. Можно предположить, что высокая способность к обучению и самообразованию является стимулирующим фактором к обретению новой профессии. Среди специальностей лидировали юристы и арбитражные управляющие (40%), педагоги составили 20%, менеджеры среднего звена — 10%, экономисты, бухгалтеры и аудиторы — 6%. Доли иных специальностей составили от 3 до 5% — психологи, врачи, коллекторы и работники кредитных кооперативов, риелторы, социальные работники и др. Более 50% выпускников учебных курсов медиации, принявших участие в исследовании, знали по крайней мере один иностранный язык, 20% — два, около 5% — три и более.

обратите внимание

Примерно 30% лиц, проявивших интерес к курсам медиации, имели опыт урегулирования организационных, семейных, школьных и корпоративных конфликтов, 15% помимо опыта активно читали специальную литературу в области конфликтологии и медиации. На вопрос об угрозах уголовного преследования в ходе работы 80% респондентов ответили утвердительно, что отражает «уважение» россиян к силовым методам разрешения гражданско-правовых споров.

Почти все респонденты (95%) выразили готовность поддержать развитие отечественной медиации и вступить в саморегулируемую организацию (СРО) медиаторов.

Прежде чем инвестировать личные финансы в образование, потенциальные слушатели в 60% случаев интересовались перспективами будущей профессии, 30% опрошенных больше заботили престиж и авторитет учебного центра. В ряде случаев потенциальные слушатели даже не вникали в содержание образовательной программы, но выражали желание получить «документ государственного образца» об окончании курсов.

обратите внимание

Обучаться медиации «под крыльями» государственной геральдики особое желание выразили госслужащие, которым Закон о медиации запрещает профессио­нальную деятельность посредника. И это не случайно, ведь медиация — институт гражданского общества, альтернативный традиционному судебному разрешению споров. Поэтому данная категория слушателей может обучиться медиации для расширения кругозора (для души) либо, например, для смены работы в будущем. Часто социальные работники, урегулировав ряд конфликтов, желают реализовать свой потенциал в профессии медиатора. Такое решение в целом для общества было бы полезно и должно поощряться на уровне государственной политики, направленной на эффективное использование бюджетных средств, создание рабочих мест и стимулирование самозанятости.

Разгрузить суды

Общие и арбитражные суды настолько загружены, что с судей уже не спрашивают за качество рассмотрения дел. Председатель Арбитражного суда Москвы Сергей Чуча и член Президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский предлагают два пути решения проблемы: увеличить число судей в восемь раз и значительно повысить госпошлину, чтобы судиться стало дорого, и в этом случае начнет работать институт медиации1. Пока же люди предпочитают не договариваться, а судиться. Одна из причин — не работает институт медиации, хотя научных публикаций в данной области достаточно2, 3.

Под воздействием телепередач, популяризирующих правосудие (но, увы, далеких от реальности), количество гражданских исков в крупных городах растет в геометрической прогрессии. Однако не всегда и не всеми судьями перегрузка судов воспринимается как проблема. В самом деле, искусственно возводя барьеры и процессуальные препятствия, судьи могут не пускать заявителей на порог суда либо, ссылаясь на общую перегрузку и запутанные процессуальные правила, открывать «доступ к Фемиде» лишь немногим избранным, что весьма удобно для извлечения ренты от занимаемой должности. Ряд адвокатов и юристов выступают в роли проводников на сложном, запутанном пути к торжеству законности и справедливости, а порой с точностью до наоборот — в искусстве уклонения от исполнения закона. В целом, несмотря на наличие официальных судов в каждом субъекте РФ и, пожалуй, уже в каждом райцентре, ситуация скрыта от общественного контроля ввиду специфической лексики и правил.

обратите внимание

Словом, «судебная корпорация» не любит публичности и появления новых лиц, включая медиаторов. Вот почему последних встречают в судах как незваных гостей. Что делать медиаторам? Приходить в суд «без спроса» с готовым мировым (медиативным) соглашением, свести работу судей к сугубо утилитарным функциям по утверждению достигнутого соглашения и честно зарабатывать на решении насущных проблем конфликтующих — качественнее, чем это делает суд.

Медиация на практике

Приведем примеры практического применения медиативных процедур.

Водитель Константин совершил наезд на пешехода Аллу, травмировав ей ногу. Инцидент произошел у подъезда жилого дома на глазах супруга Аллы — Олега. Константин скрылся с места происшествия, впоследствии объяснив это боязнью гнева Олега. Алла обратилась в травмпункт, где ей наложили гипс. Две недели она сидела на больничном по причине утраты трудоспособности, переживала моральное потрясение в результате шока и впоследствии две недели была вынуждена ездить на работу и с работы на такси.

Постановлением мирового судьи по административному делу вина Константина была установлена, а Алла признана потерпевшей (ст. 25.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Константину грозили лишение права управления транспортным средством на полтора года или административный арест на 15 суток (ст. 12.27 Кодекса об административных правонарушениях).

Константин предпочел арест (хотя, если учитывать постоянное реформирование судов и гуманизацию правосудия, не исключено, что адвокат Константина рассчитывал избежать ареста на стадии исполнения судебного постановления). Адвокат Константина подал апелляционную жалобу в районный суд.

В этот период Алла обратилась в организацию, содействующую проведению медиации. В данной ситуации урегулирование обязательств вследствие причинения легкого вреда здоровью могло повлиять на санкции по административному делу — нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ).

На стадии рассмотрения дела Константин и Алла не пришли к соглашению и медиатор не смог их примирить. Решением районного суда постановление мирового суда было оставлено в силе, а апелляция водителя — без удовлетворения. Тогда подключился юрист организации-посредника, составивший обоснованный иск в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов Аллы, но уже в гражданском порядке, в тот же мировой суд, по месту причинения вреда в соответствии со ст. 12 , 150, 151, 1064, 1065, 1079 ГК РФ. Вместе и иском юрист попросил применить меру по обеспечению иска в виде ареста имущества Константина и запрета на его выезд за пределы России.

Копия искового заявления была направлена по месту работы Константина (он оказался госслужащим, занимавшим высокую должность) и месту его жительства.

Переговоры возобновились, как только Константин сравнил медиацию с наилучшими альтернативами обсуждаемому соглашению (НАОС). Альтернатива судебного преследования для него, очевидно, была менее привлекательна, чем медиация, учитывая, что спор в суде урегулирован не был. Стороны достигли мирового соглашения в результате одной сессии переговоров. Все было достаточно прозаично, поскольку тому предшествовала серьезная предварительная работа. Сессия медиации заняла 10 минут, а утверждение мирового соглашения в суде — полтора часа (!) с неизбежной для суда помпой и формализмом (полагаем, что сообществу медиаторов следует добиваться упрощенного порядка утверждения медиативных и мировых соглашений в судах).

Вот так, используя традиционные и альтернативные методы урегулирования споров, можно разрешить конфликты, на первый взгляд представляющиеся тупиковыми.

Следующий пример. В апреле 2010 г. между продавцом Ольгой и покупателем — пенсионером Валентином был заключен договор купли-продажи жилого дома. На момент купли-продажи стороны составили акт приема-передачи, где охарактеризовали состояние дома как удовлетворительное и соответствующее предъявляемым требованиям.

Спустя год Валентин предъявил устную претензию о недостатках дома: полы в погребе и стены поразил грибок. Самостоятельные попытки вывести грибок оказались безуспешными, поэтому претензию Валентин сопроводил сметой на строительные работы в сумме 100 000 руб., связанные с ремонтом средней сложности. Валентин настаивал на устранении недостатков силами и за счет продавца — Ольги. Та была готова пойти навстречу, но опасалась, что за этими недостатками последуют вторые, третьи… и претензиям не будет конца.

обратите внимание

Как считает гуру в области переговорного процесса Вильям Мастенбрук4, некоторые переговорщики ловко избегают уступки. Как только они понимают, что в обмен не получат то, на что надеялись, то незамедлительно берут назад свое предложение по поводу уступки или, более того, категорически отрицают, что вообще собирались на нее пойти.

К этой тактике прибегнул Валентин, как только Ольга выразила готовность обсуждать компенсацию сметы работ по избавлению дома от грибка. Почувствовав, что ситуация выходит из-под контроля, Ольга обратилась в организацию медиаторов. Изучив ситуацию, юристы признали, что претензия может иметь под собой основания, если причины, по которым возник грибок, берут начало с момента, предшествовавшего купле-продаже дома (ст. 476 ГК РФ). И напротив — претензия является безосновательной, если грибок завелся в результате ненадлежащей эксплуатации дома (недостаточного отопления, проветривания помещения, отсутствия уборки и др.). Установить это может экспертиза. Однако, как выяснилось впоследствии, экспертиза в данной ситуации оказалась не­оправданно дорогой.

Уважая почтенный возраст Валентина и собственную репутацию, Ольга пошла на уступки — стороны пересмотрели цену договора купли-продажи недвижимости с учетом выявления всех скрытых недостатков проданного дома, и в порядке отступного (ст. 409 ГК РФ), руководствуясь ст. 477 ГК РФ, Ольга предоставила строительные материалы и наняла бригаду строителей, которые сделали необходимые работы вдвое дешевле, чем предполагал Валентин. Разумеется, дополнительное соглашение о пересмотре цены договора зарегистрировали в Росреестре.

Медиативное соглашение стороны не составляли — все было исполнено добровольно, зачем лишние формальности? С учетом выявления всех скрытых недостатков проданного дома в конфликте была поставлена точка.

Живой спор вместо имитатора

С учетом сказанного маркетинг услуг медиации приобретает важное значение. Несмотря на перегруженность судов (средняя нагрузка судьи в Арбитражном суде Москвы — 112 дел в месяц2, медиация прохладно принимается судами. Государственных программ поддержки медиаторов не существует. Обу­чившемуся посреднику нужно делать самостоятельные шаги на рынке.

С чего начать? С самого простого — провести первую медиацию бесплатно. Для этого даже не нужно заканчивать курсы — работу на «любительской» или непрофессиональной основе Закон о медиации допускает.

Заметим, что оплатить услугу медиатора может лицо, не вовлеченное в конфликт: друг, родственник или даже организация, содействующая проведению медиации. Зачем? Такая организация, например, может оказывать юридические услуги по представительству интересов одной из сторон спора в суде. При этом, отдавая себе отчет в затяжном характере дел, юристы или руководство организации могут отчетливо представить, насколько важно попытаться окончить дело мировым соглашением. Однако юристы, представляющие интересы стороны спора в суде, не могут проводить медиацию: они не нейтральны. Между тем позиция посредника должна быть независимой от сторон спора и принимаемого ими решения. Поэтому в интересах организации и ее клиента оплатить услуги посредника. Если конфликт зашел в тупик, а клиент не готов платить за медиацию, услуги посредника может оплатить организация, оказывающая юридические услуги или адвокатскую помощь одной из сторон спора. Тем самым она станет содействующей проведению медиации.

Начинающий медиатор может методично предлагать помочь разрешить тупиковые конфликты ряду юридических компаний: практически у каждой найдется свой «долгострой», от которого они готовы избавиться и даже немного приплатить. Аргумент убеждения может быть такой: «Вы пытались применить состязательные подходы, давайте, я попробую интеграционные — например, медиацию».

Нет ничего странного, когда услуги посредника оплачивают граждане других государств. Например, гражданин Республики Казахстан — руководитель крупного предприятия оплачивает услуги медиации в интересах жителей села российской глубинки. Делает это он по двум причинам: во-первых, потому что в конфликт вовлечен его родной брат, а спор касается единственного жилого дома, во-вторых, жители села, хотя и убеждены в преимуществах медиации, но не способны приобрести что-либо, кроме основных продуктов питания и одежды. Словом, спонсор проведения медиации оказывает благотворительную помощь по отношению хотя бы к одной из сторон, но в результате выигрывают все.

обратите внимание

Когда посредническая услуга оказывается бесплатно, спорящие стороны не вправе применять санкции в связи с некачественно оказанной медиацией согласно законодательству в области защиты прав потребителей, которое распространяется на возмездные отношения. Вместе с тем ответственность за нарушение Закона о медиации сохраняется — прежде всего в отношении требований о конфиденциальности процесса. Кроме того, возмещение причиненного вреда жизни и здоровью потребителя услуги осуществляется независимо от наличия договорных отношений.

Для чего проводить медиацию бесплатно? Во-первых, отрабатываются знания. Во-вторых, вместо имитационных ситуаций с заранее готовым ответом (что само по себе неправильно, поскольку в жизни у одного и того же конфликта может быть множество решений!) начинающий посредник видит реальный конфликт, в котором нет готового ответа. И медиатор, и стороны ищут такой ответ, создают реальность (это как изучать иностранный язык по учебнику и «в жизни»). В-третьих, за такую практику медиатору впору самому доплачивать сторонам спора за знания и опыт, которые дорогого стоят.

Если посредник попал в тупик…

Как быть, если начинающий медиатор столкнется с непреодолимой трудностью? Можно ли обращаться за помощью?

Да, Закон о медиации это допускает, но при условии, что информация, полученная посредником в процессе медиации, останется конфиденциальной. Это означает, что разглашать ее организации, оказывающей юридические или адвокатские услуги стороне спора, нельзя ни под каким предлогом. Даже если именно она оплачивает услуги медиатора. Нарушив данное правило, медиатор может навсегда забыть об этой профессии.

обратите внимание

Иногда конфликт настолько дорогостоящий, что любые намеки о его деталях становятся весьма ценным товаром. В таком случае лучше отказаться от участия в медиации или прекратить ее, если появятся обстоятельства подкупа, давления, угроз (например, в связи с отказом от участия в медиации!) и прочей «нечестной игры».

Дело в том, что, работая честно, медиатор постоянно расширяет круг потенциальной клиентуры: его бывшие непримиримые оппоненты становятся новыми клиентами или рекомендуют таковых. Это увлекательный процесс, стимулирующий профес­сиональный рост.

Цена оплошности

Чтобы наряду с сухими научными фактами читатель смог ознакомиться еще с одним примером медиации, рассмотрим следующий конфликт. Итак, молодая девушка Вера, занимающаяся художественной гимнастикой, познакомилась с Игорем, инструктором-альпинистом. Для активного отдыха Вера и Игорь решили посещать скалодром (спортивный клуб, где любители и спорт­смены занимаются скалолазанием). В процессе занятий молодые люди, засмотревшись друг на друга, не зафиксировали должным образом страховочный карабин на поясе Веры (Игорь являлся инструктором Веры и держал страховку). Легкий флирт обернулся тяжелыми последствиями — Вера сорвалась с уступа скалодрома на четырехметровой высоте, страховочный пояс расстегнулся, и девушка упала на деревянный пол. В результате — перелом ноги, обширные гематомы и ссадины, легкое сотрясение мозга.

Отец Веры, Григорий, поставил перед медиатором задачу наказать виновную организацию. Медиатор прибегнул к «челночной дипломатии». Во-первых, выяснилось, что спортивный клуб выплатил 30 000 руб. на приобретение титанового импланта для Веры, оплатил лекарства (это удалось выяснить со слов Григория). Девушка уже могла передвигаться без костыля, но еще прихрамывала. Во-вторых, при посещении скалодрома тайным покупателем его услуг (таковым выступил медиатор) выяснилось, что все тренирующиеся не только проходят инструктаж и расписываются в журнале, но и имеют наставников, которые показывают типичные ошибки «вживую» и на личном примере. Руководитель скалодрома — увлеченная альпинистка Оксана признала, что не проявила достаточного участия в ситуации Веры: «Да, мы сочувствовали, но слез не проливали».

В ходе переговоров Григорий выдвинул новое требование: 1 млн руб. компенсации и закрытие скалодрома. Разумеется, Оксана не согласилась, ведь по логике Григория следует закрыть все зрелищные виды спорта, сопряженные с опасностью. Но это абсурд! Спортсмены понимают риск, на который идут. Как может один человек это запретить? С такими доводами трудно не согласиться. Более того, добавила Оксана, как Вера, занимающаяся художественной гимнастикой, упала не сгруппировавшись? Почему, зная, что занимается травматичным видом спорта, нарушила инструкцию?

Как медиатору удалось достичь примирения сторон? Во время сессии с глазу на глаз (это называется «кокус») он задал вопросы Григорию: «Понимаю, вы очень любите дочь и желаете ей счастья. Но как бы вы ни хотели, не сможете опекать ее всю жизнь. Станет ли она „пристегивать страховку“ именно в тот момент, когда вас не окажется рядом? Не помешает ли ей постоянная опека делать самостоятельные шаги в сложном и далеко не безопасном мире? Быть может, из этого инцидента следует извлечь урок и рассматривать его как благо и счастливое стечение обстоятельств для Веры?»

Григорий внял словам медиатора. Спустя несколько дней он прекратил судебную тяжбу. Оксана еще раз принесла ­извинения за действия молодого и еще недостаточно опытного инструктора.

Далее рассмотрим, как профессиональные объединения медиаторов помогут укреплению престижа этой профессии и продвижению самой идеи посредничества в гражданском обществе.

СРО определяетправила игры

По замыслу законодателя, СРО медиаторов призвана контролировать качество работы посредников, разрабатывает и утверждает кодекс профессиональной этики, стандарты и правила деятельности. Кроме того, она представляет интересы своих участников в отношениях с федеральными органами государственной власти, в том числе субъектов Федерации и местного самоуправления, а также с международными профессио­нальными организациями медиаторов. Также СРО разрабатывает правила проведения медиации, создает стандарты подготовки профессиональных посредников.

Для медиаторов-практиков, способных к преподавательской деятельности, откроются новые возможности применения своих знаний и передачи опыта без «просиживания» в аудитории 576 часов, как рекомендует Министерство образования и науки. Эти, а также прочие преимущества типа широкополосного Интернета и eLearning — электронного очного обучения, позволят быстро расширить сеть образовательных центров подготовки медиаторов в регионах, а не только в мегаполисах, сделать курсы посредников массовыми и доступными по цене.

СРО также может выступить в роли площадки, на которой формируются спрос и предложение на рынке профессиональной медиации. Она ведет реестр участников, которые тем самым получают известность, статус и гарантии качества их услуг. Функции по ведению реестра саморегулируемых организаций медиаторов возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)5.

1 Интервью Ю.С. Чуча // РГ (Неделя).
16 июня. № 5504. 2011. Материалы «Юридической недели» подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России.

2 Защита частных интересов предпринимателей: арбитраж, третейский суд, медиация // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2008. № 5.

3 Медиация как альтернативная форма разрешения экономических споров с участием посредника // Законодательство. 2008. № 4.

4 Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1993.

5 Постановление Правительства РФ от 28 мая 2011 г. № 428 «О внесении изменения в Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».