Дополнительные права не возникают в связи с выходом из общества

| статьи | печать

Дополнительные права участнику общества могут быть предоставлены только в отношении самого общества, а выход участника из общества влечет прекращение дополнительных прав (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №287/11).

Правовое регулирование дополнительных прав участника общества с ограниченной ответственностью весьма скудное. По сути оно сводится к упоминанию в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), что помимо прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устав общества может предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников) общества. Как следствие, отсутствует четкое и однозначное понимание таких прав не только среди предпринимателей, но и в арбитражных судах.

Для выработки единообразной позиции по данному вопросу одно из дел было передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ.

Фабула

Застройщик (ООО) и инвестор заключили договор о совместной деятельности на осуществление строительства здания.

В конце декабря 2007 г. участник общества решил выйти из него. На общем собрании было принято решение, в соответствии с которым в случае выхода участника из общества он имеет право получить все имущественные права застройщика по договору о совместной деятельности на осуществление строительства здания. В этот же день был подписан договор о расчетах в связи с выходом участника из общества, согласно которому общество на основании ст. 94 ГК РФ обязуется передать выходящему из него участнику часть своего имущественного права на помещения по договору о совместной деятельности, соответствующую доле участника в уставном капитале общества. После ввода в эксплуатацию объекта строительства, указанного в договоре о совместной деятельности, участник приобретает право собственности на передаваемые имущественные права. До ввода объекта в эксплуатацию он может передать полностью или частично свои имущественные права по договору третьим лицам. Участник обязуется подать заявление о выходе в течение двух дней после подписания настоящего договора.

В результате к вышедшему участнику ООО перешли все имущественные права общества по договору о совместной деятельности.

Общество обратилось с иском в суд.

Исковые требования

В иске общество просило признать недействительным (ничтожным) договор о расчетах в связи с выходом участника из общества на основании ст. 67, 168, 170, 388, 422, 1041 ГК РФ и ст. 8, 26 Закона об ООО.

Судебное разбирательство

Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили. Они исходили из того, что на основании ст. 94 ГК РФ и ст. 26 Закона об ООО общество обязано выплатить участнику, подав­шему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли. Она соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру доли участника, и определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества.

С заявлением о выходе из состава учредителей участник обратился в конце декабря 2007 г. Следовательно, действительная стоимость доли должна была определяться на основании данных бухгалтерской отчетности общества за 2007 г. и выплачиваться (выдаваться) в течение шести месяцев с момента окончания данного финансового года.

Оспариваемый договор, по которому участнику были переданы имущественные права в связи с его выходом из общества, заключили до окончания финансового года и без определения действительной стоимости доли участника по данным бухгалтерской отчетности общества за 2007 г.

Суды пришли к выводу, что оспариваемый договор стороны оформили в нарушение ст. 26 Закона об ООО и он считается недействительной (ничтожной) сделкой.

Суды также отметили, что переданные участнику имущественные права застройщика по договору о совместной деятельности не являются дополнительными правами по смыслу, придаваемому им ст. 8 Закона об ООО. Из анализа норм этого закона следует, что права, в том числе дополнительные, предоставляются участнику общества только в отношении общества. При этом закон не предусматривает возможность предоставления участнику дополнительных прав в связи с выходом из общества. Соответственно утрата участником при выходе из общества данного статуса влечет прекращение предоставленных ему дополнительных прав.

Суд кассационной инстанции решения судов отменил. Он отметил, что в ст. 26 Закона об ООО установлен общий порядок определения выхода участника из общества. При этом указанная норма не содержит запрета на выдачу участнику имущества в натуре или имущественных прав по обоюдному согласию всех участников.

В рассматриваемой ситуации названная статья неприменима, поскольку оспариваемый договор заключен до подачи заявления о выходе из общества. Решение общего собрания участников и договор о расчетах в связи с выходом участника из общества отвечают требованиям п. 2 ст. 8 Закона об ООО. А переданные участнику имущественные права застройщика по договору о совместной деятельности не что иное, как дополнительные права, возможность предоставления которых участнику общества предусмотрена п. 2 ст. 8 Закона об ООО.

Позиция ВАС РФ

Коллегия судей, передавая дело на рассмотрение в Президиум ВАС РФ, согласилась с доводами истца, что дополнительные права могут быть предоставлены только участнику общества и только в отношении общества.

Передача участнику прав застройщика по договору о совместной деятельности влечет возникновение правоотношения между ним и инвестором. Следовательно, эти права не являются дополнительными по смыслу п. 2 ст. 8 Закона об ООО. Кроме того, дополнительные права не могут существовать после утраты лицом статуса участника общества, что также свидетельствует о невозможности квалифицировать права, переданные на основании решения общего собрания участников общества и договора о расчетах, в качестве дополнительных.

Протокол общего собрания и договор о расчетах датированы одним числом. Причем и в протоколе общего собрания, и в договоре о расчетах сказано, что имущественные права на помещения передаются участнику в связи с его выходом из общества. Поэтому нет оснований считать, что передача имущественных прав участнику исходя из решения общего собрания участников общества и договора о расчетах состоялась до подачи им заявления о выходе из общества и не связана с ним.

Следовательно, при рассмотрении дела применяется ст. 26 Закона об ООО, регулирующая правоотношения между обществом и участником, возникающие при выходе участника из общества.

Президиум ВАС РФ отменил постановление кассационного суда и оставил в силе решения судов первой и апелляционной инстанций.