ФАС защищает алкоголь

| статьи | печать

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев обратился в Правительство РФ с предложением пересмотреть полномочия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), считая, что данное ведомство необоснованно завышает требования к участникам рынка при выдаче им лицензий.

В пресс-службе ФАС подтвердили, что такое письмо главы ведомства направлено в правительство. И. Артемьев считает, что алкогольное ведомство, к которому перешли функции налоговиков по выдаче лицензий участникам рынка, предъявляет к российским компаниям, производящим алкогольную продукцию, необоснованно завышенные требования. В связи с этим руководитель ФАС просит включить вопрос о рассмотрении полномочий Рос­алкоголя в план работы Правительственной комиссии по регулированию алкогольного рынка, возглавляемой первым вице-премьером Виктором Зубковым.

Письму Артемьева дали ход

По информации пресс-службы ФАС, поводом для письма стало «большое количество жалоб на действия Росалкогольрегулирования, связанные с установлением административных барьеров при выдаче разрешительных документов и отсутствием необходимой нормативной базы».

Между тем представители Росалкоголя на все вопросы журналистов отвечают, что ведомство действует «исключительно в рамках закона».

Тем не менее первый вице-премьер дал ход письму И. Артемьева. Главам Росалкоголя, Минздравсоцразвития, Федеральной таможенной службы, Минфина, МВД и Минэкономразвития поручено согласовать с ФАС совместные предложения по полномочиям алкогольной службы для дальнейшего рассмотрения на заседании профильной правительственной комиссии.

В пресс-службах Росалкоголя и ФАС подтвердили получение данного поручения. Как отметили в ФАС, ведомство действительно получает много жалоб от участников алкогольного рынка на действия Росалкоголя. Представители различных компаний отмечают, что Росалкоголь предъявляет к ним требования, выходящие за рамки компетенции федеральной службы, в частности требует от компаний избыточное, с их точки зрения, количество документов. В связи с этим ФАС просит правительственную комиссию определить, в сферу ответственности каких ведомств входит проведение контрольных мероприятий на алкогольном рынке.

«Беда в том, что все нормативные акты, регулирующие алкогольный рынок, принимаются людьми, которые не разбираются в данном вопросе, — говорит генеральный директор ЗАО «Промышленная группа „Ладога“» Вениамин Грабар. — А все потому, что алкоголь — популистская тема. Обратите внимание: тема начинает подниматься каждый раз примерно за год до каких-нибудь выборов. Все партии и половина депутатов становятся крупными специалистами в области регулирования алкогольного рынка. Потому что на эту тему можно говорить что угодно».

О правоте петербургского предпринимателя можно судить хотя бы по такому факту. Как утверждает ФАС, у Росалкоголя до сих пор нет ни одного собственного утвержденного административного регламента, на основании которого служба должна осуществлять те или иные действия на рынке. Поэтому антимонопольная служба хочет, чтобы правительство обозначило четкие правила регулирования и все понимали, кто проводит проверки, в какие сроки и какие конкретные требования к участникам рынка предъявляются.

Бизнес предлагает создать экспертные комиссии

Надо полагать, что правительственная комиссия прислушается и к предложениям алкогольного бизнеса. А участники рынка, как отметил В. Грабар, в свою очередь надеются, что они получат возможность оспаривать претензии Росалкоголя не в суде, а на экспертных комиссиях. «В Законе о госрегулировании алкогольного рынка предусмотрены гарантии участникам рынка по возможности внесудебного рассмотрения споров, возникающих между регулирующим органом и алкогольными компаниями, — поясняет президент Ассоциации импортеров вин Михаил Блинов. — В частности, закон закрепляет создание экспертных комиссий для решения споров во внесудебном порядке. К сожалению, эта норма закона до сих пор не применяется на практике».

По словам М. Блинова, участники рынка ожидают, что правительство поручит ведомствам утвердить положение о подобных комиссиях, обозначив сроки, когда они должны заработать. «Внесудебный порядок рассмотрения споров имеет ряд неоспоримых преимуществ, — уверен эксперт. — Конфликты будут разрешаться быстрее, участникам споров не придется платить госпошлину, а решения таких комиссий будут окончательными, не подлежащими обжалованию».

Весь рынок как на ладони

Инновационный путь регулирования алкогольного рынка нашли власти Тверской области. Недавно в Твери на заседании Тверской алкогольной ассоциации была презентована новая автоматизированная система обработки данных деклараций о розничной продаже алкогольной продукции. Само появление такого программного продукта во многом стало возможно благодаря соглашению о сотрудничестве и взаимодействии между администрацией Тверской области и НП «Тверская алкогольная ассоциация».

Как известно, декларирование розничной торговли алкогольной продукцией входит в полномочия субъектов Федерации. Каждый продавец обязан подавать в областной департамент промышленного производства, торговли и услуг сведения о закупленной и реализованной продукции. До недавних пор вся информация, подаваемая как в электронном виде, так и на бумажных носителях, анализировалась, так сказать, вручную, что отнимало немало времени и сил. Теперь это стало делом техники. Вернее, программного обеспечения.

Система представляет собой программный комплекс, позволяющий осуществлять электронную обработку деклараций — их автоматизированный прием и проверку, сбор и хранение информации об обороте продукции. Кроме того, можно формировать статистическую отчетность и на ее базе анализировать состояние рынка, определять тенденции его развития.

У власти появился реальный механизм для объективного анализа ситуации на рынке, оперативного контроля за оборотом алкогольной продукции и любыми нарушениями в этой сфере. Кстати, формирование предписаний об устранении нарушений и контроль за своевременностью реагирования на них теперь тоже осуществляются в автоматическом режиме.

«Наличие такой программы, доступной любому лицензиату, сокращает время на обработку декларации. Сейчас на это уходит в среднем 1—2 минуты, следовательно, экономится и время декларантов, — отметил заведующий отделом лицензирования департамента промышленного производства, торговли и услуг области Иван Литвинов. — Они могут в режиме online узнать результат подачи декларации. А возможность получить в момент сдачи декларации протокол форматно-логического контроля практически исключает коррупционный фактор».

По словам чиновника, благодаря этому новшеству прозрачность алкогольного рынка выросла в разы. Во-первых, в режиме реального времени обрабатываются все до единой декларации. Во-вторых, сразу становится доступным для анализа огромный объем информации о реальной ситуации на рынке. Программа дает ясную картину, какая алкогольная продукция и в каких объемах поступает на региональный рынок, кто ее поставляет. Фиксируются показатели потребления алкоголя населением, легко определяются самые популярные напитки и бренды.