Техосмотр привязали к ОСАГО

| статьи | печать

Эксперты затрудняются сказать, в лучшую или худшую сторону изменится ситуация с техосмотром после принятия последней версии закона «Об обязательном техосмотре транспортных средств». На этой неделе он проходит второе, главное чтение в Госдуме.

С одной стороны, пунктов проведения ТО станет больше, а машин на техосмотр ежемесячно предоставляться меньше, что должно сократить очереди. С другой — уже заговорили об удорожании официальной стоимости ТО в четыре раза.

Сейчас, по данным социологических опросов, порядка 70% водителей покупают талоны ТО. Это связано с большими временными затратами на официальное прохождение проверки из-за очередей на пунктах техосмотра.

Согласно законопроекту новые автомобили в течение первых трех лет не должны подвергаться техосмотру. Автомобили в возрасте от трех до семи лет должны будут проходить техосмотр раз в два года, а автомобили старше семи лет — ежегодно. Раз в полгода ТО придется проходить легковым такси, автобусам и грузовым автомобилям, предназначенным для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более восьми, включая водительское.

Талоны ТО, срок действия которых истек или истекает в 2011 г., продлят до истечения срока действия договоров ОСАГО после 1 января 2012 г. Постановление правительства, отменившее техосмотр для автомобилей, талон на которые истекает в 2011 г., вступило в силу 4 июня 2011 г.

С 1 января 2012 г. полностью освобождаются от ТО прицепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 т.

Принципиальное отличие от старой системы: появятся коммерческие структуры, занимающиеся проведением ТО. Штрафы за отсутствие талона техосмотра отменят, но запрет на использование транспортного средства без полиса обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) водителя оставят, а без талона ТО покупку этого полиса запретят. Таким образом, контролировать наличие талона ТО будут страховые компании.

Владелец автомобиля сможет проходить техосмотр в любой точке страны, во всяком случае, теоретически, поскольку законопроект предусматривает создание единой информационной системы ТО. База данных транспортных средств будет включать в себя сведения о марке и модели машины, VIN-номере, владельце, а также номере, дате выдачи и сроке действия талона ТО. В добрый час! На Западе единые компьютеризированные базы данных существуют уже более десяти лет.

Согласно ст. 7 законопроекта «основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций центров обязательного технического осмотра является выполнение ею следующих требований:

  • объединение в составе данной некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 25 центров обязательного технического осмотра;
  • наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 150 000 рублей на одного члена некоммерческой организации, или установление данной некоммерческой организацией требования о страховании ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков проведения обязательного технического осмотра, в размере не менее чем 30 000 рублей на одного члена некоммерческой организации;
  • наличие стандартов деятельности по проведению обязательного технического осмотра;
  • наличие условий вступления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в саморегулируемую организацию центров обязательного технического осмотра».

Конкретные правила проведения ТО, в том числе параметры и требования, предъявляемые к автомобилям, правительство утвердит после принятия законопроекта в трех чтениях. Одновременно будет определен порядок расчета предельной платы за ТО.

Фракция коммунистов заявила, что видит в новом законопроекте «коррупционную составляющую» и запросила расчеты по проведению ТО (которых пока нет). Коммунисты против резкого повышения цены на ТО. В то же время, как указал при обсуждении законопроекта президент Дмитрий Медведев, стоит учесть сокращение частоты техосмотра — на круг денег автолюбители потратят скорее меньше, чем больше, прежнего.

Переход ТО от структур ГИБДД к частным компаниям будет поэтапным в течение двух лет после вступления закона в силу (с 2012 г.). Владельцы автомобилей смогут сами выбирать, где проходить техосмотр.