Правительство спровоцировало дефицит топлива

| статьи | печать

Премьер-министр Владимир Путин поручил компетентным ведомствам доложить ему о причинах дефицита бензина в некоторых регионах. Об этом 26 апреля сообщил пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков. Но, не дожидаясь результатов проверок, уже на следующий день Минэнерго и нефтекомпании приняли решение закрыть с мая экспорт нефтепродуктов, чтобы сбить ажиотаж на рынке бензина. По мнению участников рынка, нехватка горючего стала ощущаться после выступления В. Путина, заявившего о необходимости снижать цены на топливо и авиакеросин.

О том, что некоторые регионы испытывают дефицит бензина, стало известно на совещании руководителя ФАС России с представителями Российского топливного союза (РТС) 25 апреля. «Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае. При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива», — пояснил президент РТС Евгений Аркуша.

В частности, воронежские автозаправочные станции вынуждены ограничить объемы продаж бензина, поскольку не могут продавать его по реальной стоимости. На АЗС компании «Роснефть», которую в городе представляет «Воронежнефтепродукт», бензин отпускается по квоте. Желающие могут приобрести в одни руки не более 30 л бензина марки АИ-95 и не более 20 л АИ-92. Оптовая стоимость литра бензина АИ-92 за последние две недели возросла в регионе на 5 руб. Обычно такой рост цены топлива происходит в течение года. Однако компании не могут продавать бензин по его новой стоимости из-за требования правительства не повышать цены на топливо.

Аналогичная ситуация сложилась в Брянской области: бензин исчез на многих автозаправках. Там, где топливо еще осталось, оно подорожало сразу на 20%.

На АЗС крупнейшего поставщика нефтепродуктов — «Роснефти» есть только бензин марки АИ-98, другое топливо продается по карточкам для спецмашин, а на ценниках его вообще нет. На других заправках 1 л АИ-92 подорожал сразу с 21 руб. 50 коп. до 26 руб.

23 апреля резко ограничили продажу бензина два крупнейших региональных оператора рынка в Алтайском крае. Автозаправочные станции компаний «Газпром нефть» и «Роснефть» отпускают только по 20 л бензина на машину для владельцев дисконтных карт. Другие операторы края остановили продажу топлива или подняли цены за 1 л бензина марки АИ-92 до 27 руб. Ситуация осложняется тем, что в Центральном федеральном округе четыре нефтеперерабатывающих завода встали на профилактические работы, а в Сибирском Федеральном округе предстоят ремонты в мае.

Бензин утекает за границу

Участники рынка полагают, что дефицит спровоцировало несоразмерное снижение цен в оптовом и розничном сегментах. «Если крупные игроки, такие, как „Роснефть“ и „Газпром нефть“, снижают розничную цену на 5 руб., то при оптовых закупках стоимость бензина опускается буквально на 1—2 руб. Получается, что небольшие компании при таких показателях уходят в минус, а на рынке возникает дефицит», — прокомментировал ситуацию президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко. По его словам, положение стало ухудшаться после февральского выступления В. Путина, заявившего о необходимости снижать цены на топливо и авиакеросин. В феврале, по данным Росстата, нефтяные компании снизили цены на бензин на 1,5%, в марте — на 0,8%. Сами нефтяники утверждали, что дизтопливо и бензин в среднем у них подешевели на 4—5%. При этом компании не стали повышать цены вслед за удорожанием нефти на мировых рынках. Весной они продавали топливо со скидкой к экспортному эквиваленту, то есть с потенциальным убытком для себя.

Давление на отрасль со стороны государства привело к тому, что поставки топлива на внутренний рынок стали резко сокращаться, а на экспорт расти. По данным Минэнерго России, отгрузка автомобильного бензина на внутренний рынок в I квартале снизилась на 6,2% к аналогичному периоду 2010 г. — до 7 млн т. При этом экспорт бензина в I квартале возрос на 50%, что соответствует 8,6% от поставок на внутренний рынок. Сегодня на экспорт поставляется от 70 до 80% нефтепродуктов, производимых в России.

Согласно данным, представленным игроками рынка, дефицит создают вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) путем ограничения отпуска нефтепродуктов. По мнению руководителя ФАС России Игоря Артемьева, таким образом они нарушают антимонопольное законодательство. «Это может стать одной из разновидностей картельного сговора, за который антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной», — заявил глава антимонопольного ведомства. Напомним, что ранее ФАС России возбудила порядка 40 дел на региональных рынках нефтепродуктов в связи с тем, что региональные сбытовые компании, входящие в ВИНК, завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС, в том числе со ссылкой на цены неконкурентных биржевых торгов.

О сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России проинформировала В. Путина и Министерство энергетики. В ответ премьер-министр поручил руководителям всех соответствующих ведомств незамедлительно провести тщательный мониторинг ситуации и доложить ему о причинах дефицита. По указанию В. Путина в самые сжатые сроки чиновники должны сформулировать и реализовать перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива.

Министр энергетики Сергей Шматко заявил, что возглавляемое им ведомство взяло под контроль ситуацию с дефицитом топлива в ряде регионов России. Проведенный ведомством анализ показал, что, например, в Алтайском крае до 70% розничного рынка занимают независимые операторы автозаправочных станций, которые снизили или приостановили закупку нефтепродуктов с нефтебаз, поскольку оптовые цены нефтебаз превышают розничные цены на АЗС крупнейших нефтяных компаний. При этом 28 из 40 нефтебаз в регионе не принадлежат ВИНК.

В свою очередь антимонопольная служба намерена провести комплексную проверку топливного рынка более чем в 20 субъектах РФ. Под ревизию попадут объекты вертикально интегрированных нефтяных компаний, нефтеперерабатывающие заводы, а также независимые автозаправочные станции. В частности, объяснять инспекторам, почему в ряде регионов возник товарный дефицит, придется ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «НК Альянс» и ОАО АНК «Башнефть». Если по итогам проверки ФАС России решит возбудить дела против нефтяников, это станет уже «четвертой волной» дел, связанных со злоупотреблениями на рынке нефтепродуктов РФ.

Топливный кризис дойдет до столицы

26 апреля о возможном дефиците топлива в столице заявил глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Он отметил, что основные поставщики топлива для Москвы и Московской области — Рязанский и Ярославский НПЗ по объективным причинам сократили выпуск, а на терминале Московского НПЗ огромные очереди. По мнению эксперта, чтобы избежать топливного кризиса, нужно как минимум устранить административное вмешательство в отрасль. Для снижения цены бензина необходимо снижать налоговую нагрузку, которая за счет роста акцизов будет только увеличиваться.

По данным компании «Алгоритм. Топливный интегратор», в настоящее время доходность московских АЗС при нынешнем соотношении оптовых и розничных цен снизилась с традиционных по бензинам 18—20 до 10—12%, по дизельному топливу — с 23—25 до 18%. Это дает основание прогнозировать рост розничных цен в мае примерно на 30—50 коп. за 1 л топлива. По прогнозам частных операторов, в целом, если ситуация не разрешится, на 4—5 руб. увеличатся цены на бензин или на АЗС возникнут очереди. Чтобы не доводить до этого, сбить ажиотаж на автозаправках в регионах и снизить накал недовольства автовладельцев, правительство решилось на экстренные меры.

Минэнерго и оте­чественные нефтяные компании на совместном совещании 27 апреля приняли решение заморозить в мае экспорт нефтепродуктов. Но и эта мера не вернет цены на топливо на прежний уровень. «Определенная корректировка цен на бензин возможна», — признал перед журналистами замминистра энергетики Сергей Кудряшов. По прогнозу Мин­энерго, цены вырастут на 5%.

Средние потребительские цены на автомобильный бензин в 2010—2011 гг., руб./л

А-76 (АИ-80)

АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

АИ-95 и выше

Декабрь 2010 г.

20,09

23,42

25,29

Январь 2011 г.

21,55

24,25

26,11

Февраль 2011 г.

21,7

23,66

25,6

Март 2011 г.

21,6

23,42

25,42

Источник: Росстат