Инвесторов привлекает потребительский сектор

| статьи | печать

В I квартале текущего года продолжилось оживление на российском рынке слияний и поглощений, которое началось в прошлом году. Опираясь на современные тенденции, эксперты ожидают, что в 2010—2011 гг. увеличится число сделок M&A с участием иностранных инвесторов. Наиболее перспективны для вложений внутри страны потребительский сегмент и сектор природных ресурсов. Одновременно возрастет число сделок по приобретению российскими компаниями активов за рубежом, особенно в нефтегазовом секторе.

Как отмечается в исследовании международной консалтинговой компании КПМГ, результаты которого опубликованы 25 апреля, в I квартале 2011 г. активно заключались сделки по приобретению российских активов иностранными компаниями. На их долю пришлось 47% общего объема сделок M&A в России, тогда как в 2010 г. они составили приблизительно 14% совокупного объема инвестиций.

По мере стабилизации ситуации на глобальных рынках инвесторы больше внимания уделяют стратегическим, а не спекулятивным сделкам. Например, металлургические и горнодобывающие компании, а также операторы связи проводили сделки в рамках вертикальной интеграции для укрепления своего положения в сфере сбыта, логистики и поставок сырья и материалов. В других секторах, например в неф­тегазовой промышленности, большинство крупных сделок было направлено на консолидацию и дальнейшее развитие крупнейших национальных компаний.

Несмотря на то что инновации и модернизация объявлены национальными приоритетами, соответствующие программы, включая новую программу приватизации, еще не оказали заметного влияния на заключение крупных сделок и рынок M&A в целом. В настоящий момент правительство рассматривает различные способы приватизации принадлежащих ему активов. В рамках программы приватизации планируется продать доли в таких компаниях, как ВТБ, Сбербанк России, ОАО «РЖД», «Совкомфлот», «Роснефть» и «РусГидро». Кроме того, на 2011 г. запланирована полная приватизация нескольких более мелких нефтегазодобывающих активов, принадлежащих государству.

Что касается роста рынка M&A в краткосрочной перспективе, в 2011—2012 гг. эксперты ожидают увеличение количества сделок с участием иностранных инвесторов. Кроме того, прогнозируется рост числа сделок по приобретению российскими компаниями активов за рубежом, особенно в нефтегазовом секторе, а также в других отраслях, где можно будет получить доступ к передовым технологиям.

«Основными игроками на рынке M&A будут по-прежнему покупатели, которые приобретают активы компаний той же отрасли, стремясь реализовать свои задачи роста в этом регионе. Мы прогнозируем увеличение числа сделок по приобретению российских активов иностранными компаниями. Это будет происходить по мере того, как настроения инвесторов будут меняться в лучшую сторону, отчасти в результате мер правительства по стимулированию иностранных инвестиций и улучшению имиджа России как привлекательной страны для инвестиций», — отметил Шон Мак Карти, партнер группы по слияниям и поглощениям КПМГ в России и СНГ. По его словам, хотя по мере выхода из кризиса наблюдается возрастающий интерес практически ко всем секторам экономики, за исключением рынка недвижимости, который остается вялым, особенно заметен рост возможностей для инвестиций в потребительском сегменте и секторе природных ресурсов.

В этом смысле показательны крупные инвестиции в российские активы, осуществленные в I квартале 2011 г. в интересах ведущих мировых компаний, таких, как BP, Total и TPG Capital. По мнению аналитиков КПМГ, иностранные покупатели будут находить привлекательные возможности для приобретения активов и инвестиций в России в 2011 г., а объемы рынка M&A в конечном итоге существенно превысят результаты прошлого года.

Отметим, что 2010 г. стал годом восстановления российского рынка слияний и поглощений, причем общая сумма сделок M&A увеличилась почти в два раза: с 48,8 до 95,6 млрд долл. КПМГ полагает, что в течение оставшейся части 2011 г. увеличение доверия инвесторов приведет к более активному заключению сделок иностранными стратегическими инвесторами в отдельных сегментах рынка, например в потребительском секторе.