Антимонопольная служба сосредоточится на картелях

| статьи | печать

Россия планирует вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Поэтому правила конкуренции необходимо максимально приблизить к европейским стандартам. Антимонопольное ведомство сделало очередной широкий шаг к этому, представив общественности пакет важных поправок в законодательство. Их принятие поможет снизить риск попадания под гнев Федеральной антимонопольной службы.

«Третий антимонопольный пакет» — таково неформальное название поправок, сформированных в виде двух законопроектов. Первым предлагается внести изменения в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Уголовный кодекс и ряд других законодательных актов. Вторым — в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Проекты еще не внесены в Госдуму.

Антиконкурентные соглашения и действия

Основное оружие антимопольщиков — ст. 11 Закона «О защите конкуренции», которая в действующей редакции посвящена запретам на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. В предлагаемой редакции речь в ней пойдет только о соглашениях между потенциальными конкурентами, которые названы картелями (то есть ценовыми сговорами). И только за их совершение предлагается привлекать к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ, в которую будут внесены соответствующие изменения.

Также сокращено количество запретов на картели. В частности, запрет на соглашения, приводящие к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него, запрет на соглашения, приводящие к необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар, запрет на соглашения, приводящие к созданию препятствий доступу на товарный рынок или к установлению условий членства в профессиональных и иных объединениях, действует лишь в случае, если в результате таких соглашений происходит ограничение конкуренции.

Запрет согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, будет регулироваться отдельной новой статьей — 11.1. Этим будет обозначено различие в осуществлении соглашений и действий.

За согласованные действия хотят привлекать только к административной ответственности, причем не в виде оборотных штрафов, а фиксированных сумм.

Сферу применения понятия «согласованные действия» хотят сузить. Под действие ст. 11.1 не подпадут согласованные действия хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает 20% и при этом доля каждого из них на товарном рынке не превышает 8%.

Правда, введут еще один критерий для признания действий согласованными — для этого необходимо, чтобы они были заранее известны каждому из участвующих в них субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий.

Группа лиц

Уточнят признаки отнесения лиц к «группе лиц». Этот круг существенно сузят по сравнению с действующей редакцией закона. В частности, предлагается отказаться от таких связей, объединяющих лиц в одну группу, которые сложно установить или которые в настоящее время не используются на практике.

Монопольно высокая цена

ФАС России предлагает при определении монопольно высокой цены учитывать биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

Кроме того, планируется ввести восемь условий, при одновременном соблюдении которых цена товара не будет признаваться монопольно высокой. Например, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке и участвующий в торгах, должен будет предоставить товарной бирже список аффилированных лиц в порядке, установленном ФАС России, а также реализовывать товар на бирже регулярно с равномерным распределением объема по торговым сессиям в течение месяца.

Отдельно оговаривается, что не будет признаваться монопольно высокой цена товара, установленная в соответствии с согласованным антимонопольным органом порядком формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже.

Новые полномочия ФАС

По мнению ФАС России, либерализация законодательства не может обойтись без усиления контроля со стороны ее подразделений.

Для этого полномочия антимонопольных органов расширят. В частности, у них появится право направлять письменные предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства. Эти предостережения будут носить рекомендательный характер.

У хозяйствующих субъектов, в свою очередь, появится возможность получения от антимонопольного органа разъяснений по решениям и предписаниям, выданным комиссиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также им позволят исправлять описки, опечатки и арифметические ошибки.

Предлагается ввести возможность рассмотрения антимонопольным органом дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Плановые и внеплановые проверки согласно предложениям ФАС России будут проводиться в форме не только выездных, но и документарных проверок. Дополнительными основаниями для проведения внеплановой проверки кроме установленных в настоящее время законом станут самостоятельное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также поручения Президента РФ и Правительства РФ.

Изменится и сама процедура проведения проверки в части истребования у проверяемого лица необходимых для нее документов и информации. Это связано с введением документарной проверки. В связи с этим при ее проведении должностные лица антимонопольного органа получат право направлять проверямому лицу требование о представлении документов и информации по почте с уведомлением о вручении. При проведении выездной проверки такое требование по-прежнему может быть вручено исключительно под роспись.

Еще одна важная поправка: сейчас к административной ответственности привлекают за отказ проверяемого лица от представления запрошенных документов и информации или непредставления их в установленный срок. Но ее можно избежать, если представить в указанный срок заведомо недостоверные сведения и информацию и уже потом — реально запрошенные. Если законопроект примут, то за такие проделки придется тоже отвечать.

Антимонопольные органы будут вести реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, а также хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение. Порядок формирования и ведения такого реестра установит Правительство РФ.

Запрет антиконкурентных действий власти

Требования к действиям органов власти также ужесточат. А именно предлагается введение запрета на создание дискриминационных условий хозяйствующим субъектам (ст. 15 Закона «О защите конкуренции»). Кроме того, нарушением законодательства будет признаваться установление органами власти и (или) взимание не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также указания органов власти хозяйствующим субъектам на приобретение конкретного товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Закон дополнят новой ст. 18.1, устанавливающей порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Поправки в КоАП

В КоАП РФ закрепят положение о том, что административный штраф может выражаться в величине, кратной стоимости предмета торгов, но не более половины максимальной стоимости предмета торгов (ст. 3.5).

Особое внимание стоит обратить на изменения в ст. 14.31—14.33 КоАП РФ.

Статья 14.31 в новой редакции состоит не из одной, а из двух частей: по первой квалифицируются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством. За них будет взыскиваться штраф от 300 000 до 1 млн руб.

Во второй части речь идет о тех же действиях, но в том случае, когда они повлекли (или могут повлечь) такие негативные последствия, как недопущение, ограничение, устранение конкуренции. В этом случае минимальный штраф для организаций — 100 000 руб., максимальный — 2% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг). При этом выручка от реализации определяется в соответствии со ст. 248 и 249 НК РФ.

Вводится новая статья 14.31.2 «Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)».

При этом предлагается ввести в Кодекс перечни особых смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, применимых только к ст. 14.31—14.33 КоАП РФ.