Туристов будут завлекать спецпредложениями

| статьи | печать

Ассоциация туроператоров России провела опрос среди участников туристического рынка, каким будет 2011 г. для индустрии путешествий. Большинство экспертов придерживаются оптимистического сценария, полагая, что туристический поток может увеличиться на 10%. Положительной динамике будут способствовать рост покупательской способности населения, отложенный спрос, вызванный мировым финансовым кризисом, а также заниженные цены на проживание, которые путешественникам еще готовы предлагать отели.

Не исключают игроки и возможность негативного развития событий. Пессимистичный настрой поддерживают негативные события 2010 г., в том числе стихийные события. Из-за транспортного коллапса марта — апреля, связанного с извержением исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, треть российских туристов отказалась от поездок за границу на майские праздники.

Впоследствии интерес россиян к заграничным поездкам снижали акулы, нападавшие на отдыхающих в Египте, эпидемия холеры на Гаити и ледяной дождь, приведший к сбоям в работе авиакомпаний. Опасения туроператоров не напрасны. В конце января текущего года туристы начали отказываться от отдыха в Египте, где проходят акции протеста против президента Хосни Мубарака, правящего страной уже 30 лет. Ранее всплеск социальной активности привел к ухудшению криминальной обстановки на всей территории Туниса: 14 января президент Зин аль-Абидин бен Али, который стоял у власти 23 года, бежал в Саудовскую Аравию под давлением народных выступлений.

По оценкам экспертов, летом 2010 г. спрос был дополнительно подогрет потоком специальных предложений (SPO). Рост продаж в этом летнем сезоне можно ожидать только за счет новой волны скидок. По данным аналитического отдела АТОР, с января по ноябрь 2010 г. количество спецпредложений на сайте allspo.ru превосходит почти в 2,7 раза количество SPO в аналогичном периоде 2009 г. В абсолютном выражении количество SPO в ноябре прошлого года возросло по отношению к ноябрю 2009 г. в 5,6 раза (с 50 000 до 280 000) и более чем в два раза по сравнению с октябрем 2010 г., когда было зафиксировано 134 000 SPO. Больше всего туров «горело» в августе и ноябре 2010 г. (свыше 250 000 каждый месяц). Наименьшее количество предложений было выпущено в январе (около 47 000). В среднем каждый месяц туроператоры выпускали 165 000 ценовых предложений.

Рост продаж путевок по заниженной стоимости негативно сказывается на эффективности работы туроператоров. Компании смогут увеличить прибыли, только если ряд игроков покинет рынок, что приведет к ослаблению конкуренции. В свою очередь, банкротства туристических операторов и агентств способны усилить недоверие потребителей к профессиональным участникам рынка и привести к падению клиентского спроса.

Серьезный удар по рынку нанесло банкротство одного из крупнейших туроператоров России «Капитал Тур». По данным на конец января, в страховую компанию «ИнноГарант» с требованием возместить убытки обратилось около 1800 туристов. Масштаб претензий объясняется тем, что компания, оказавшаяся финансово несостоятельной, успела продать туры до апреля. Недоверие к российским туркомпаниям возросло со стороны не только клиентов, но и банков, ужесточающих кредитную политику, а также зарубежных партнеров, которые теперь осторожнее подходят к вопросу накопления задолженности.

Способствовать повышению прозрачности рынка и уходу слабых игроков призваны изменения в законодательстве. Среди них — увеличение размера финансовых гарантий туроператоров.

К сведению

Туристы предпочитают страны Азии

Мировой туристический рынок в 2010 г. вырос до 935 млн человек, что на 6,7% больше показателя 2009 г. Об этом свидетельствуют данные Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО). По прогнозам экспертов, в текущем году число путешествующих увеличится еще на 4—5%.

Увеличение количества туристов зафиксировали все регионы мира. Так, в 2010 г. страны Азии посетило рекордное число отдыхающих — 204 млн человек. Для сравнения: в 2009 г. этот показатель составлял 181 млн. Количество туристов, побывавших в прошлом году в африканских странах, по сравнению с 2009 г. выросло на 6% — до 49 млн человек. Повышенный интерес к этому континенту связан с проходившим там чемпионатом мира по футболу. Ближний Восток посетило около 60 млн иностранцев, что на 14% больше, чем в 2009 г.

Медленнее, чем в других регионах, восстанавливался турпоток в европейских странах. Из-за извержения исландского вулкана, приостановившего весной 2010 г. авиасообщение в Европе, за год число туристов в ЕС выросло всего на 3% (471 млн человек).

Ниже ожидаемого оказался и турпоток в США. В 2010 г. в Америку въехало около 151 млн туристов, что на 8% больше, чем в 2009 г. По мнению экспертов ООН, сдерживающими факторами стали экономический кризис и свиной грипп.

Комментарий

Тарас Кобищанов,
гендиректор компании
«Русский Экспресс»

В прошлом году число отправленных компанией туристов выросло более чем на 52%, существенно перекрыв показатели 2008 г. Вместе с тем норма прибыли уменьшилась. Причина — обострившаяся конкуренция на рынке, спровоцированная неумеренными аппетитами изголодавшихся за время кризисного 2009 г. туроператоров и подогревшей их амбиции войной авиаперевозчиков. Тем не менее в 2011 г. турпоток может вырасти не более чем на 10%. С той же вероятностью можно прогнозировать и его снижение на такую же величину. Экономика не вышла из кризиса, обуздать инфляцию не удается.

 

Владимир Каганер,
гендиректор компании TEZ Tour

Я ожидаю стагнацию рынка. Вероятно, на отдельных направлениях он и вырастет количественно, но утверждать, что это перерастет в улучшение операторской экономики, у меня пока нет оснований. Дело в том, что, несмотря на оптимистические заявления, рынок находится в рецессии. Восстановились только объемы, экономика осталась на том же уровне. При этом последние негативные события уходящего года сильно ударили по рынку. Если даже отбросить стихийные бедствия (вулканы, акулы, снегопады), последствия остановки работы «Капитал Тура» на рынке будут ощущаться еще какое-то время. Как следствие — недоверие туристов и к агентствам, и к операторам, уход клиентов в Интернет.

На мой взгляд, в целом состояние макроэкономики не способствует сейчас росту благосостояния потенциальных туристов, которые поедут отдыхать. Считаю, что хорошим исходом текущего года станет закрепление на позициях, достигнутых в 2010 г. Если рост и будет, то незначительный, запланированных кем-то 30—40% прироста рынка я в 2011 г. не ожидаю.

 

Екатерина Ефимова,
директор департамента
выездного туризма
компании «КМП групп»

В текущем году мы предполагаем значительное увеличение турпотока, поскольку покупательская способность значительно растет. Многие отели пока еще готовы снижать цены и предоставлять различные акции, в связи с чем мы можем предложить продукт по приемлемым ценам. О росте прибыли, однако, сейчас сказать сложно. Все зависит от амбиций многих операторов. Если каждый будет ставить самолеты на все направления, то мы опять столкнемся с переизбытком предложений. Результат — множество горящих предложений без прибыли, а то и потери для самих операторов.

 

Анна Подгорная,
гендиректор компании
«Пегас Туристик»

Мы ожидаем неплохую динамику. Причин несколько. Во-первых, рейтинг доверия к туроператорам к тому времени должен подняться. Надеюсь, что урегулируется ситуация с «Капиталом» и негативные эмоции по этому поводу со временем забудутся. Во-вторых, именно те события, которые произошли в отрасли в 2010 г., позволяют говорить об отложенном спросе. Это будет отложенный спрос именно тех людей, которые по тем или иным негативным причинам отказались от поездки за границу. Рост прибыли также должен быть, хотя страна окончательно из кризиса не вышла. Дело в том, что те деньги, которые люди откладывают на отдых, обычно тратятся на него, а не используются в качестве «подушки безопасности» для экстренного случая.

 

Эдуард Кузнецов,
гендиректор компании
«Мегаполюс турс»

На мой взгляд, увеличится поток выезжающих, но не более чем на 10% по сравнению с 2010 г. Все будет зависеть от макроэкономики, платежеспособного спроса. Ожидаю значительное сокращение амбиций ключевых туроператоров. Прибыльность возрастет: по итогам 2010 г., а особенно IV квартала, мало кто из ведущих игроков будет способен играть в игры с такими убытками. В случае создания СРО в среде туроператоров станет легче договариваться о правилах поведения на рынке, избегать беспрецедентного демпинга, обвального количества SPO. Думаю, продолжатся процессы консолидации на туроператорском рынке, не все переживут этот сезон.

 

Алексей Крылов,
гендиректор компании UTS

Nурпоток в 2011 г. увеличится, но темпы снизятся. Тем не менее рост будет — все объективные данные за это. Причем не столько увеличивается количество клиентов, сколько происходит внутреннее перераспределение. Рынок меняется: крупные компании становятся сильнее, а мелкие — слабее. Я замечаю, что каждую неделю какой-то туроператор уходит с рынка. Не так громко, как «Капитал Тур», конечно, но мелкие и средние туроператоры либо закрываются, либо переориентируются. Таким образом, происходит перераспределение потоков. За счет этого, а также за счет постоянных клиентов рост в текущем году у нас будет. На сегодняшний день мы планируем нарастить и прибыль. Конечно, в дальнейшем потребитель станет более требовательным, но этот фактор не несет в себе ничего отрицательного.